Вторник, 19 Март 2024

Вы здесь: Главная Кредитная амнистия Статьи Банк с человеческим лицом? Нужна ли банкам социальная ответственность?

Банк с человеческим лицом? Нужна ли банкам социальная ответственность?

Тема социальной ответственности бизнеса, его обязанностей перед обществом из которого и за счет которого он извлекает прибыль довольно часто поднимается в средствах массовой информации. Особенно о ней любят говорить сами бизнесмены, широко рекламируя свои вложения в благотворительные организации, помощь детям, старикам, людям с ограниченными возможностями и т.д. Вызывает заслуженную похвалу строительство социальных учреждений и религиозных сооружений, которое осуществляется крупными компаниями. Пожалуй, впереди большинства коммерческих структур в этом вопросе идут банки. Достаточно заглянуть в новости, чтобы увидеть сообщение о какой-либо грантовой программе или целевой помощи незащищенным категориям граждан.

Нисколько не умаляя значение отдельных благотворительных акций и программ нужно отметить некоторое лукавство банков (как отдельно взятого примера, среди иных коммерческих структур), которые провозглашая социальную ответственность, на деле предстают перед обществом совсем не в ангельском обличии.

Когда обычный гражданин смотрит на рекламу кредитных организаций, которая обрушивается на него из средств массовой информации, слепит с рекламных плакатов и баннеров у него создается иллюзия – вот он кредит – решение всех проблем – учеба, жилье, отдых – все это в шаговой доступности и может быть без усилий дано каждому.

При этом последствия взятого кредита, правовые, психологические, экономические остаются за кадром счастливых лиц на рекламных обложках. А между тем, как только человек в силу тех или иных причин, не может в срок исполнить данные им обязательства (зачастую из-за объективных форс-мажорных обстоятельств) банк из доброго все понимающего волшебника превращается в безжалостного ростовщика, который требует деньги независимо ни от чего.

Конечно, с формальной точки зрения согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации все выглядит верно – сделка должна быть исполнена сторонами, но если мы учтем такой фактор как социальная ответственность бизнеса и, в частности, банковских структур, то все будет выглядеть не так однозначно.

Действительно, для многих заемщиков кредит становится не только и не столько средством повышения материального благосостояния или способом реализации потребностей в отдыхе и развлечениях. Для многих кредит - это способ временного решения проблем, требующих вложения финансовых средств здесь и сейчас. Болезнь, смерть близкого человека, учеба детей, иногда отсутствие банальной крыши над головой, огромное количество иных проблем, в решении которых государство не способно оказать своевременную и быструю помощь. Меж тем они не терпят отлагательств – вот причина, которая толкает значительную часть людей на то, чтобы связать себя обязательствами, которые иногда превышают все разумные и неразумные пределы.

В некоторых случаях проценты по займам достигают 720%(!!!!) годовых! И люди идут на такие самоубийственные обязательства, потому что у них нет выхода!

Зачастую именно кредиты «на любые цели», которыми чаще всего и пользуются люди, просто не имеющие возможности решить свои проблемы иным образом, обладают наибольшими процентными ставками, не предусматривают реструктуризацию и… наиболее доступны по срокам и количеству необходимых документов.

Таким образом, банки одной рукой раздавая пожертвования и проводя шумные компании в СМИ, другой забирают последнее, не взирая на реальное положение заемщиков, доводят людей до бедности, нервного расстройства, а иногда и суицида. А ведь это миллионы людей, это мы с Вами!

Очевидно, что в данном случае речь может идти о подмене понятий, где имидж социально ответственной организации ставится во главу угла, а реальные проблемы людей, которые, в том числе провоцируются рекламной и правовой политикой кредитных организаций не только не учитываются, но вообще игнорируются.

Данная проблема касается далеко не только корпоративной честности банков перед людьми, она касается социальной стабильности и устойчивого развития социальной и экономической сфер общества.

Ведь социальная ответственность - это не дань моде или бездумное насаждение гуманистических принципов в коммерческие отношения. Социальная ответственность это, прежде всего, инструмент, который поддерживает равновесие между  бизнесом и обычными людьми, представителями капитала и труда, а в данном случае, кредиторами и заемщиками.

Как только чаша весов склоняется в ту или иную сторону возникают риски экономической и социальной нестабильности, раскола в обществе.

Доктор юридических наук Александр Григорьевич Братко в своей статье «Права граждан-заемщиков и социальная ответственность банков» очень точно пишет по этому поводу:

«Если мы строим социально-ориентированную экономику, то значит и банки должны повернуться лицом к обществу. Пока, что они это не сделали. А между тем банки могли бы внести свой вклад в укрепление доверия населения к рыночной экономике и расширению среднего класса, как опоры проводимых в стране экономических и социальных реформ. Они не должны своими действиями и жадностью истончать средний класс. Иначе получается, что они “рубят тот сук, на котором сидят”. Ведь банки работают не со своими деньгами, а с деньгами общества. Население вкладывает деньги в банки, а затем эти деньги приносят банкам доход, значит надо им думать не только о своей марже, но и о благодарности этому населению. Банки должны искать пути улучшения своих услуг населению, быть с населением предельно честными, во всем. Если человек взял кредит, а из-за кризиса потерял работу, то банки не должны забивать его штрафами, пенями, как многие из них это сегодня делают. Надо поступать так, как на Западе, - помочь человеку. Там некоторые банки вводят мораторий, не взимают штрафы и пени, реструктуризируя задолженность клиента. Даже используют свои информационные и профессиональные связи, - зачастую помогают устроиться должнику на работу. Люди доверяют банкам, порой рассказывают им о многих свои проблемах и получают отклик. Потом такой клиент никогда не покидает банк. И банк стратегически выигрывает, делая добро людям».

Действительно, только осознавая свою зависимость от общества и долг перед ним наши коммерческие структуры смогут превратиться из пришлых агрессоров, которые относятся к обществу как завоеватели в инструмент эффективного развития социальной системы и в погоне за сиюминутной выгодой не упустят достижение стратегических целей общества, задач более высокого порядка, чем сиюминутная нажива.

Что для этого необходимо? Представляется возможным предложить ряд простых, но действенных механизмов, которые превратят социальную ответственность банков из декларации в реальность.

  1. Прекращение оголтелой кампании по рекламе кредитных продуктов во всех СМИ и представления их как панацеи от всех проблем. Люди должны понимать на что идут связывая себя финансовыми обязательствами на годы, а иногда и десятилетия.
  2. Строгий государственный контроль  над процентными ставками банков. Законодательное регулирование предельно допустимой банковской процентной ставки по кредиту по аналогии со среднемировым уровнем.
  3. Создание специальной программы социальных кредитов (при поддержке государства), которыми могли бы воспользоваться люди в случае возникновения у них проблем грозящих ущемлением их основных прав закрепленных в Конституции Российской Федерации
  4. Превращение отдельно взятых PR акций банков, направленных, прежде всего, на повышение собственного имиджа в глазах клиентов в программу социального содействия заемщикам попавшим в затруднительное положение в связи с форс-мажорными обстоятельствами, в том числе экономическим кризисом.

 

Разумеется, все эти простые действия, которые могут принести вполне реальные результаты вряд ли найдут поддержку у представителей банковского сообщества, которые как и любые коммерсанты заинтересованы в получении прибыли. Поэтому лишь само общество, отдавая предпочтение банкам социально ответственным не на словах, а на деле может выступить регулятором и независимым контролирующим органом, тем самым вынудив банковскую сферу принять правила игры, которые равно выгодны всем.

Первый шаг этого пути создание независимого общественного рейтинга банковских структур, и повышение правовой культуры потенциальных клиентов кредитных организаций.

Мы сами в силах привить банкам нормы социальной ответственности, только от нашей воли и решимости зависит, будет ли кредитный рынок в нашем городе, области, стране ареной для афер и трагедий или инструментом эффективного экономического и социального развития.

 

Иран Ефремов

Михаил Мельцер

 

Место для вашей рекламы

Тюменский городской портал.
Новости в Тюмени.
События, бизнес, светская жизнь в Тюмени.
Афиша, кино, театр в Тюмени.
Бесплатные объявления Тюмень.
Вакансии, работа в Тюмени.
Ищу работу, резюме Тюмень.
Тюменские форумы – Тюмень.
Юмор, анекдоты, афоризмы.
Отдых, клубы в Тюмени.
Кафе и рестораны в Тюмени.
Боулинг и бильярд в Тюмени.
Недвижимость, дома, квартиры Тюмень.
Авто объявления Тюмень.
Компании, фирмы, отзывы Тюмень.
Реклама в Тюмени.