Изменение налога на недвижимость способствует выравниванию цен на жилье в РФ

Взимание налога на недвижимость с кадастровой стоимости, а не с инвентаризационной, более разумно и обоснованно. Особенности расчета инвентаризационной стоимости таковы, что их результаты демонстрируют чрезмерную привязку к текущему состоянию строительного сектора экономики, эта оценка имеет мало общего с реальной рыночной стоимостью жилья. Инвентаризационная стоимость учитывает только цену самого строения, земля не учитывается. Если говорить о частных владениях, то цена земли в общей стоимости недвижимого имущества чаще всего превышает цену строения. В ряде случаев рыночная стоимость недвижимости в десятки раз выше, чем инвентаризационная, с которой взымается налог. Между тем, кадастровая стоимость  - наиболее объективный критерий определения размера налога на недвижимое имущество.

Положительным является и намерение введения единой ставки налога, без формирования территориальных коэффициентов. Учитывая, что разница стоимости квадратного метра в различных регионах может составлять 500% и более, целесообразность такого подхода не вызывает сомнений. Подобная мера может способствовать процессу равномерного распределения населения на территории субъектов федерации. При этом разница в размерах налога  может привести к тому, что граждане начнут присматриваться к более «дешевым» городам с точки зрения налогов, которые им придется выплачивать ежегодно, за чем последует выравнивание цен на жилье в различных регионах.

В настоящий момент налоговая ставка на объекты недвижимости колеблется в диапазоне от 0,1 до 2% в зависимости от инвентарной стоимости объекта. Как показала практика, существующий подход не позволяет осуществлять налогообложение с учетом реального уровня благосостояния граждан. В частности, инвентарная стоимость, учитывающая в числе прочего и амортизационный износ, позволяет снизить налоговое бремя владельцам коттеджей с огромными участками земли в несколько гектар, приобретенных на вторичном рынке. При этом владелец менее скромного, но нового домостроения, возведенного на сравнительно небольшой площади земли, может уплачивать даже больший налог. Это обусловлено и существенным ростом стоимости строительных услуг и стройматериалов за годы, прошедшие между возведением двух строений.

Стоит рассмотреть планируемый порядок взимания налога на недвижимость и в связи с вводимым налогом на роскошь. Если подход к формированию налоговой базы налога на роскошь будет учитывать именно кадастровую стоимость, бюджет страны будет пополняться в существенно больших объемах. В настоящий момент текст законопроекта «О налоге на роскошь» предусматривает обложение 1% налогом недвижимость стоимостью от 15 до 30 млн. рублей, 3% налогом недвижимость стоимостью от 30 до 50 млн. рублей и 5% налогом недвижимость стоимостью свыше 50 млн. рублей. Учитывая, что налог на недвижимость для рядовых граждан будет составлять 0.1%, реализация намерений в пополнении бюджета за счет людей с высоким уровнем доходов будет вполне успешной. Что позволит воплотить в жизнь сам принцип, лежащий в основе введения налога на роскошь: богатые граждане должны нести существенно большее налоговое бремя в пользу остального общества. Это справедливо, такой подход применяется в большинстве развитых стран,  где, как известно, государство способно предоставлять надежные социальные гарантии для всех своих граждан. Что далеко не в последнюю очередь связано и с налоговой политикой.

 

Первый Вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова

www.ркфд.рф