Комментарий по прогнозу Минэкономразвития

Событие:

Министерство экономического развития РФ подготовило прогноз долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2030 года. В документе, опубликованном на официальном сайте ведомства, представлено три сценария развития: консервативный, инновационный и форсированный.

Комментарий

Первый вице-президент Общероссийской общественной организации Российский союз инженеров Иван Андриевский:

Прогноз Минэкономразвития прогноз «интересностей» вызывает массу. Но особое внимание мне хотелось бы акцентировать на планах развития сектора НИОКР. Согласно планам научно-технического развития, указанным в прогнозе, Россия к 2030 году должна достигнуть лидерства в ведущих научно-технических кластерах и фундаментальных исследованиях, либо сократить свое отставание от развитых в этом направлении стран, либо продолжить свое технологическое отставание. В качестве инструментов для достижения главной и желаемой цели, а именно занять лидирующее положение в науке, инновациях и исследованиях, планируется увеличить статьи расходов на науку и технику с сегодняшних 1,1%, до 3% от ВВП к 2030 году. Таким образом за 17 лет финансирование НИОКР должно вырасти в 3 раза.

На сегодняшний день сектор НИОКР в России находится если не в стагнации, то в рыхлой стабильности. Стоит отметить, что происходит сокращение проектных институтов. Если к концу 80-х годов их насчитывалось порядка 240, то на начало 2000-ых годов их насчитывается около 60! Так же стоит отметить, что доля организаций с участием иностранного капитала в сфере науки и научного обслуживания составляет, всего на всего, 1,9%. В свою очередь, на фоне этих процессов происходит сокращение количества исследователей в среднем на 5-7 тыс. человек в год. На сегодняшний день, по приблизительным подсчетам, численность квалифицированного персонала, занятого в секторе НИОКР, составляет порядка 840 тыс. человек. Более того, одними из самых крупных расходов из федерального бюджета на науку являются прикладные научные исследования в области национальной обороны – 2,2% бюджетных расходов! А расходы на НИОКР для национальной экономики составляют всего 1,03% всех расходов бюджета. Тут же возникает риторический вопрос, как мы собираемся строить и развивать инновационную экономику, если основные научные разработки идут  в военном секторе и в лучшем случае будут доступны для использования через несколько лет? При этом, учитывая масштабы отставания России от технологических лидеров, научно-технический прорыв нужен уже сейчас.

Сегодня Россия существенно отстает по объему финансирования НИОКР от первой пятерки стран. Объемы финансирования НИОКР в России в 2010 году составляют всего 5,7% от аналогичных затрат США и 15% от затрат Китая (см. таблицу 1).

 

Таб. 1. Источник – Internationk monetary fund, battelle, r&d magazine

Опыт зарубежных стран в развитии сектора НИОКР «пестрит» успешными примерами. Например, в США существует кооперация бизнеса с государством, осуществляемая посредством венчурных фондов. В свою очередь, венчурные фонды финансируют не только НИОКР, но и разработку опытно-инновационного продукта с доведением его до стадии производства. В Японии большая роль в развитии НИОКР отводится частным компаниям, которые занимаются и финансируют НИОКР. На следующей стадии присоединяется государство и предоставляет этим компаниям государственный заказ, а также участвует в совместном финансировании НИОКР через различные фонды, привлекая внебюджетные источники финансирования. В странах Западной Европы государство поощряет сотрудничество университетов в кооперации с бизнесом путем прямого и косвенного участия. Широкое распространение получила «кластерная философия» и модель профессора Стэнфордского университета Генри Ицковица  «тройная спираль», суть которой заключается в кооперации бизнеса и научных организаций при широком содействии государства, включая вопросы софинансирования. Цель кластеров - разработка НИОКР и поиск потенциальных потребителей результатов.

Пропорции финансирования НИОКР, на период с 2007 года (%)

Показатель

2007 г.

2008 г.

2010 г.

2012 г.

2014 г.

2016 г.

2018 г.

2020 г.

Затраты НИОКР (2007 г. = 100%)

100

106

117

131

145

162

180

200

Доля государства

61

59

55

51

47

43

39

35

Доля бизнеса

28

30

35

40

45

50

55

60

Доля прочих

11

11

10

9

8

7

6

5

Объемы финансирования по источнику «государство»

61

63

64

67

68

70

70

70

Темпы прироста объемов финансирования по источнику «государство»

 

1,7

1,6

1,5

0

1,4

0

0

Объемы финансирования по источнику «бизнес»

28

32

41

52

65

81

99

120

Темпы прироста объемов финансирования по источнику «бизнес»

 

14

11

13

12

13

11

11

Таб. 2. Источник - Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Согласно таблице, определяющим фактором развития НИОКР является вопрос финансирования. Причем доминирующую роль в этом процессе должно играть отнюдь не государство, а бизнес. В настоящее время бизнес в России пока не готов взять на себя роль ни локомотива, ни «агента инноваций». Главная причина кроется в том, что у нас сектор малого и среднего бизнеса не сформирован в той степени, в которой нужно для производства и развития НИОКР.

На мой взгляд, при сложившихся на сегодняшний день условиях, необходимо взять за основу «синтетическую модель» развития НИОКР. Другими словами, при не достаточно развитом секторе малого бизнеса, ригидных законах (например, ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов») и низком уровне вложения инвестиций в старт-апы и рискогенные проекты, применять, скажем, в чистом виде Японскую или Американскую модель не имеет смысла. Наиболее близкой для России является европейская модель. Я считаю, что мы должны использовать то, что в нашей стране находится на достаточно высоком уровне – это университеты. Их ресурсы – лаборатории, опытные инструменты, кадровый потенциал могут стать базой для технологического рывка. И эти ресурсы должно использовать не только государство, но и бизнес, поэтому власти должны предоставить условия для продуктивного сотрудничества бизнеса и научных университетов и стимулировать такую кооперацию.

www.российский-союз-инженеров.рф/