РСИ: России необходимо сокращать сырьевую зависимость

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил о необходимости снизить долю нефтегазовых доходов в государственном бюджете до 25%. Об этом он заявил в интервью бразильскому телеканалу «Глобу».

Комментарий
Первый Вице-президент «
Российского союза инженеров» Иван Андриевский:

По оперативным данным Министерства финансов РФ за 2012 год нефтегазовые доходы федерального бюджета составили 50,2%. Таким образом, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, чтобы обеспечить нужный уровень диверсификации экономики страны, предлагает снизить уровень нефтегазовых доходов бюджета вдвое.

С одной стороны сырьевые запасы России определяют систему развития экономик РФ, которая имеет существенный крен в сторону сырьевого сектора. С другой стороны, излишне высокая зависимость экономики от одного вида деятельности несет огромные риски для стабильного развития государства в целом. Тем более, если это применить к России, которая имеет множество возможностей для развития и помимо сырьевого сектора.

Уязвимость сырьевой модели экономики была в полной мере продемонстрирована в кризис 2008 года. В результате мирового кризиса, ВВП США, например, в 2009 году сократился на 2,4%, Германии – на 5%, в Китае ВВП и вовсе вырос – на 8,7%. В России ВВП резко сократился – на 7,8%. И одним из ключевых факторов столь глубокого «проседания» являлись цены энергоносители, которые в кризис резко упали.

Таким образом, в ходе кризиса российская модель экономики, основанная на сырьевой зависимости от природных энергоресурсов, показала свою несостоятельность. Несмотря на то, что Россия достаточно благополучно вышла из кризиса, средств на «спасение» и последующую реабилитацию экономики было затрачено в разы больше, чем в США.

Именно поэтому государству важно, что называется, «слезть с сырьевой иглы» и добиться баланса в структуре экономики, который позволит распределить экономические риски по разным отраслям промышленности. После кризиса российскими властями был взят четкий курс на сокращение сырьевой зависимости и переориентации на инновационную экономику.

В итоге, согласно принятому бюджету РФ 2010 год, Правительство РФ планировало постепенно снижать уровень нефтегазовых доходов. В приведенной ниже таблице видно, что на период принятия бюджета РФ уровень нефтегазовых доходов от ВВП составлял 8,3%. Уже в 2010 году перед Правительством РФ стояла задача уменьшения доли нефтегазовых доходов в 2011 году –до 8,1% от ВВП, в 2012 г. – 7,9% от ВВП, в 2013 году – 7,5% от ВВП.

Однако, согласно оценкам Министерства Финансов РФ, на сегодняшний день произошло не то, что снижение доли нефтегазовых доходов, но и их рост в бюджете РФ до рекордно высокого уровня 11,5% от ВВП.

 

Источник: РКФД

Таким образом, как это видно из вышеприведенной таблицы, планируемого снижения доли нефтегазовых доходов в бюджете РФ не произошло. Более того, они постепенно повышались. В 2010 году доля нефтегазовых доходов в бюджете РФ составила 46,2%, В 2011 – 49,7%, в 2012, по оперативным данным Минфина РФ поступления нефтегазовые поступления в федеральный бюджет составили более 50% от всех доходов.  Соответственно, выросла и доля нефтегазовых доходов по отношению к ВВП. Если в 2010 году этот показатель составлял 8,3% от ВВП, то в 2011 году он вырос до 10,4% от ВВП, а в 2012 году – до 11,5% от ВВП. Очевидно, что такое положение дел не устраивает Правительство РФ, у которого, несмотря на все усилия не получается изменить сложившейся тенденции. 

Стоит отметить, что согласно стратегии развития экономики РФ к 2030 году нефтегазовые доходы российского бюджета сократятся до 5,3% от ВВП. И в целом, у России есть потенциал для достижения этих результатов. Однако для этого необходимо начать активно действовать уже сейчас. И инициатором поворотных процессов в экономике должны стать Правительство РФ и Президент РФ.