Жежеленко: выигрывает тот, кто находит место на рынке и быстро перестраивается

Тюмень. Как-то незаметно сначала из российского кино, а потом и из общественной жизни ушла романтика заводских гудков, сзывающих рабочих на смену, дымящихся заводских корпусов и труб, символизирующих нескончаемость производственных циклов, гарантирующих устойчивое развитие страны. И вместе с этими символами, к сожалению, из сознания людей стали уходить и уважения к человеку труда, и вообще понимание того, что ничего не производящая нация, обречена просто на вымирание.
Но заводы и комбинаты, большие и малые, продолжают жить, трудиться и развиваться. С большим трудом удалось застать в рабочем кабинете генерального директора завода «Электрон», председателя Ассоциации машиностроителей Тюменской области Владимира Жежеленко. С ним мы и говорили о судьбах отечественного машиностроения.
Владимир Владимирович, охотно ли предприятия вступают в ассоциацию?
Мы направили документы для ознакомления в компанию «Погружные  насосы  Шлюмберже», «Стальмост» и другие. Как высший менеджмент отнесется к вступлению в нашу ассоциацию мы пока не знаем, но такие запросы сделаны. Одна из задач – привлечь предприятия с иностранными инвестициями. У нас есть такие инвесторы. В основном, они идут в отрасль нефтяного машиностроения».
Владимир Владимирович, ассоциация – это общественная организация. Какие рычаги влияния на ситуацию она сегодня имеет?
Поддержку власти ощущаете?
Но есть, конечно, такая компенсация, которая сейчас носит уже не всеобщий характер – это возмещение части затрат на оплату части процентов по договорам кредита. В этом году у нас такую компенсацию получили два предприятия, не входящие в ассоциацию. Именно в связи с тем, что такая парадоксальная бывает ситуация, когда предприятие имеет хорошие рыночные перспективы, а оборотных средств нет. Не просто не хватает – у нас их всегда не хватает - а нет совсем. Большинство предприятий прибегает к кредитам. А есть такие предприятия, которые сидят на арендуемых площадях, и оборудование у них есть, но оно в лизинге. Им нечего предоставить в качестве залога. Вот в таких случаях приходит на помощь программа господдержки. Но сегодня - это очень редкие единичные случаи. До кризиса 2008 года мы все получали такие компенсации по текущим договорам кредитования. Это была великолепная поддержка. Сегодня в условиях сужающегося областного бюджета, говорить о ней некорректно. Дай бог, чтобы осталась наполняемость бюджета такая, которая бы позволяла выполнить вот те меры поддержки, которые есть.
И вторая степень господдержки, которая существенно помогает нам продвигать продукцию, это выплаты компенсации в размере 8% уплаченного НДПИ для нефтяных предприятий, которые получают продукцию машиностроения с юга Тюменской области. Всего выпущено продукции почти на 4 млрд рублей – на нее были затребованы документы на получение льготы, которые составили около 300 млн рублей. Очень бы хотелось, чтобы эта мера господдержки, сохранялась. Она существенно помогает особенно при тендерах в ТНК и Сургутнефтегазе. Практически нивелирует те преимущества географического положения, связанные не с транспортом, а с более низким уровнем заработной платы, которые есть у наших конкурентов.
Одно из самых значимых экономических событий последних дней – это поглощение  ТНК  Роснефтью. Как это скажется на работе тюменских машиностроителей?
Все предприятия какие бы не были в Тюменской области –работают ли они  на рынке дорожной отрасли, или на рынке ЖКХ, -   все они связаны с делами в нефтегазовом сектор. И когда мы говорим об инвестиционной привлекательности, мы все видим, что инвестор в область идет в первую очередь в нефтесервис, в нефтедобычу, и в нефтяное машиностроение. То есть те условия хозяйствования, которые в этой сфере созданы, они ясны и понятны, и уровень рентабельности, которая есть в нашем секторе, позволяют инвестору надеяться на нормальный ход производства и развития событий.
Недавняя проблема всех российских предприятий -  это кадровая проблема.
Сегодня количество таких людей уже выросло до тысяч. Это люди, которые знают, что получив техническое образование – высшее или специальное, получат хорошую работу и найдут место в жизни. Такой вот перелом в обществе произошел. У подрастающего поколения ориентиры поменялись. Но многое будет зависеть от того, как дела будут в макроэкономике.
У нас большинство ведущих предприятий нефтяного машиностроения в основном, объемы производства с 2008, кризисного года и восстановили и нарастили. В этом году в области должно заработать порядка 12 предприятий именно машиностроительного спектра. Это дело не мертвое, живое. Выигрывает тот, кто находит место на рынке и быстро перестраивается.
Источник