Франчайзинг как стратегия развития бизнеса в регионах

Накануне в рамках II Всероссийского форума по франчайзингу, проходящего 24–25 апреля в Тюменском технопарке, состоялась панельная дискуссия «Франчайзинг как стратегия развития бизнеса в регионах», в которой приняли участие представители власти и бизнеса.
Общую ситуацию на рынке франчайзинга в России осветила Екатерина Сойак, генеральный директор компании EMTG, директор выставки Buy Brend, один из ведущих российских специалистов по франчайзингу. По ее данным, на сегодня в России работает около 600 франчайзинговых концепций, впрочем настоящими сильными франшизами из них являются порядка 200. Остальные же – компании, которые хотят развиваться в плане франчайзинга, но пока являются очень молодыми. Это в принципе очень важно при выборе франшизы, – отмечает Екатерина, — всегда обращайте внимание на то, как долго компания работает на рынке"
По словам спикера, разделение франшиз по секторам экономики в России в целом повторяет общемировые показатели — основной процент (около 46–47%) – это розничная торговля, продовольственный и непродовольственный ритейл; около 22% – это общепит, который в последнее время очень динамично развивается; сфера услуг занимает долю в районе 15–17%. «В последнее время в регионах часто спрашивают, – делится опытом Екатерина, – есть ли франшизы в сельском хозяйстве? Так вот, я таких франшиз не знаю, более того, франчайзинг практически не развит в сфере производства в целом».
Говоря о тенденциях, Екатерина Сойак, заметила, что в последние два года наблюдается настоящий бум франчайзинга. «Впрочем, – отмечает она, – нужно понимать, что франчайзинг – это всего лишь форма ведения бизнеса, это не панацея. Отдавайте себе отчет в том, что даже хорошая франшиза — это не гарантия. Придется много работать, вкладывать и постоянно развивать свой бизнес».
Модератор дискуссии, исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга Юрий Михайличенко отметил, что в этом году форум имеет отличительную особенность – он ориентирован на региональный франчайзинг, то есть на развитие тех брендов, которые вырастают в регионах. Именно Тюменская область стала пилотным регионом, в котором в полной мере реализуется подобная программа, о чем подробно рассказал директор управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Андрей Пантелеев.
По словам тюменского чиновника, в правительстве области заметили, что привлекательность самого региона зависит от наличия в нем того или иного бренда. Так, например, общеизвестен факт, что наличие в городе Макдональдса является признаком того, что в этот регион можно «заходить» и другому бизнесу. Как отметил Пантелеев, за два года действия развития в регионе программы развития франчайзинга получилось довольно сильно подтянуть некоторые отрасли, кроме того, появились и совсем новые продукты.
Развивать региональный франчайзинг в области, рассказал Андрей Пантелеев, решили после того как поняли, что у крупных франчайзеров нет ни концепций, ни экономической заинтересованности, чтобы идти в муниципалитеты. «Мы понимаем, что региональный франчайзинг – это инструмент для развития самого региона — там, куда не пойдут крупные компании, есть возможность использовать свои местные бренды, зачастую более узнаваемые в районах», – отмечает директор управления. На данный момент, в области уже существует восемь региональных франшиз.
По словам Андрея Пантелеева, в управлении есть четкое понимание, зачем нужно развивать франчайзинг – для региона это экономически выгодно. Когда федеральная компания открывает в нашей области свой филиал, она платит здесь налоги и создает рабочие места, но основная прибыль всегда остается в федеральном центре и, соответственно, деньги из региона уходят, в то время как при заключении договора франчайзинга местный предприниматель, купив у федералов франшизу, также платит налоги в областной бюджет и обеспечивает работой население. Но вся прибыль остается в регионе и инвестируется сюда.
Об опыте создания собственной франшизы рассказал Ильдар Хусаинов: директор федеральной риэлторской компании «Этажи». Он отметил, что за год его компания продвинулась в этом плане значительно: «Год назад у нас еще не было ни одной франшизы, сейчас уже 16 реализованных и достаточно много в работе». Ильдар по собственному опыту советует всем компаниям, которые стоят на пороге создания франшизы, делать это смело — конкуренции на этом рынке нет и любая хорошая концепция гарантированно принесет результат.
Несмотря на то, что создание франшизы – процесс трудоемкий и наукоемкий, директор «Этажей» считает, что отдавать свою франшизу кому-то на написание — неэффективно, потому что только сам носитель франшизы, когда он прошел этот путь, понимает свои сильные и слабые стороны, точки приложения усилий, понимает в чем потенциальный франчайзинг может совершить ошибки и на чем нужно сделать особый акцент. «Те франшизы успешны, где люди сами прошли через опыт написания», – заявил Ильдар Хусаинов.
Помимо прочего, Хусаинов отметил, что российские франшизы намного дешевле европейских, при том, что уровень наших франшиз весьма высок.
Своим опытом работы по франшизе поделилась Марина Устюжанина, директор по маркетингу Торговой компании холдинга «Партнер» – компании, которая дважды покупала франшизу, сначала федеральную «Мосмарт», затем международную “SPAR”. «И в том и в другом случаях, – заметила Марина, – мы понимали, что уже не так конкурентоспособны, как бы нам этого хотелось и нам нужны новые практики, чтобы выйти на более высокий уровень». По ее словам, франшиза SPAR как раз открывает для франчайзи такие практики – лучший мировой опыт в области ритейла.
Юрий Михайличенко заметил на выступление Марины Устюжаниной, что глобальные сети — это не только доступ к технологиям, но и доступ к местным производителям. «Если местный производитель колбасы наладит отношения с вашей сетью, то он может выйти и на федеральный, и, теоретически, на международный уровень. Развивая франчайзинг, мы развиваем и местного производтеля и поставщика и логистику, то есть развиваем всю торговую и производственную цепочку», – заявил исполнительный директор РАФ.
На дискуссии также присутствовала Наталья Жук, директор управления продаж малому бизнесу Западно-Сибирского банка Сбербанка России, которая представила новый продукт, специально созданный для поддержки предпринимательства и не имеющий аналогов на российском рынке банковских услуг. По ее словам, продукт «Бизнес-старт» поможет начинающему предпринимателю начать бизнес, что называется, с нуля.
В продукте «Бизнес-старт» на сегодняшний день уже аккредитовано более 50 франшиз из самых разных сфер и шести типовых бизнес-планов для тех, кто все же решается открыть бизнес самостоятельно, без помощи франчайзера. Это бизнес-модели клининговой компании, парикмахерской, хлебопекарни, салона красоты и др.
Клиентом программы «Сбербанка» может стать как физическое лицо, так и зарегистрированный предприниматель. Однако в последнем случае «срок жизни» действующего ООО или ИП не должен превышать 90 дней либо не должно вестись никакой деятельности. Для получения первоначального капитала заявителю бесплатно предоставляется курс по основам предпринимательской деятельности, затем он проходит тестирование, в случае успеха подает заявку на кредит на сумму до 3 миллионов рублей сроком до 42 месяцев. Процентная ставка — 17–18% годовых в зависимости от срока кредита. Кроме того, к каждому участнику программы «Сбербанк» прикрепляет персонального клиентского менеджера, в функционал которого входит сопровождение нового бизнеса вплоть до получения прибыли.
Из основных требований к заемщику — для открытия бизнеса по франшизе нужно иметь 20% собственных средств. Впрочем для банка таковыми будут являться даже чеки уплаты за обучение как доказательство того, что предприниматель вложил деньги в свое развитие.
Подводя итоги мероприятия, Юрий Михайличенко отметил, что франчайзинг может стать одним из локомотивов развития внутреннего рынка, сервиса, производства, экономики в целом. Ведь франчайзинг решает сразу несколько острых насущных вопросов: развития предпринимательства, кадровый, образовательный, общеполитический. «Если мы посмотрим на опыт США, Бразилии, других стран, мы поймем что люди, которые увольняются с госслужбы, из армии, студенты, домохозяйки — евсе они хотят стать предпринимателями. И если им дать такой инструмент как франчайзинг – мы увеличим количество предпринимателей в стране в разы!», – заявил Михайличенко.
Источник