Сергей Дегтярь: вступление в ВТО объединило региональный ритейл и производителей

Тюмень. Россия вступила в ВТО. Переговоры, равно как и подготовка ко вступлению во Всемирную торговую организацию, шли на протяжении нескольких лет. Насколько готовы российские производители и сетевой ритейл к «открытию коридора», смогут ли они выдержать конкуренцию с мировыми брендами, покажет время.
О том, какая работа велась по продвижению тюменских товаров на региональный рынок, в эксклюзивном интервью информационному агентству «Тюменская линия» рассказал заместитель губернатора Тюменской области Сергей Дегтярь.
Скажу прямо, на тот период ни те, ни другие не были готовы к цивилизованным взаимоотношениям. Местные сельхозпроизводители в большинстве случаев при всех потенциальных преимуществах качества своей продукции серьезно отставали из-за отсутствия привлекательной упаковки, внешнего вида - всего того, что делает товар популярным у покупателя. Кроме того, сроки и объемы поставок соблюдались не всегда, что вызывало вопросы как у покупателей, так и у широкого круга предприятий торговли. Причем последние были ориентированы на продажу яркого импортного товара, который активно приобретался жителями Тюменской области, но серьезно отставал в своих качественных и экологических характеристиках.
Акция «Покупаем тюменское» должна была разрешить ряд вышеописанных проблем. Ее активно поддержал губернатор области Владимир Якушев. Цель акции - продвижение товаров сельхозпроизводителей Тюменской области и стимулирование предприятий торговли региона к их реализации. Задачами проекта стали популяризация продукции местных производителей, увеличение объемов поставок продукции местных сельхозпроизводителей в предприятия торговли области и урегулирование взаиморасчетов между местными сельхозпроизводителями и предприятиями торговли. Они одновременно предполагали еще и выполнение основных требований закона о торговле.
Насколько, на ваш взгляд, успешно прошла реализация закона о торговле в Тюменской области?
Насколько вышеперечисленная работа позволила подготовиться к ВТО, какие конкретно мероприятия были реализованы?
Для создания условий устойчивого увеличения производства сельскохозяйственной продукции и стабилизации цен на указанную продукцию в октябре 2011 года заключено соглашение между НП «Ассоциация предприятий розничной торговли Тюменской области» и НП «Производители сельскохозяйственной продукции и продовольствия Тюменской области».
По итогам 2011 года доля продаж товаров местного производства в общем объеме товарооборота продовольственных товаров торговых сетей составила 20%, с продукцией собственного производства торговых сетей - 27,7%. Активную позицию в этом занимает администрация Тюмени. Доля оборота торговых сетей по городским округам и муниципальным районам области в 1 полугодии 2012 года составила 17,4% от общего оборота розничной торговли. Управлением лицензирования и регулирования потребительского рынка совместно с департаментом АПК проводится ежемесячный мониторинг динамики и структуры дебиторской задолженности за поставленную продукцию ведущих предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Тюменской области в предприятия торговли. С 1 января 2010 года просроченная кредиторская задолженность региональных торговых сетей сократилась почти в пять раз (с 16,4 до 3 миллионов рублей).
Кроме того, уменьшилась просроченная дебиторская задолженность у местных товаропроизводителей по товарным группам: безалкогольные напитки - на 1,5 миллиона рублей, или в 4,5 раза; хлеб и хлебобулочные изделия - на 3,4 миллиона рублей, или в 2,5 раза; мясо-колбасные изделия - на 6 миллионов рублей, или в 2,4 раза. На 1 июля 2012 года отсутствовала просроченная дебиторская задолженность у предприятий-изготовителей мяса птицы и рыбопродукции.
Как осуществляются мероприятия по популяризации продукции местных производителей?
Для участников проекта «Покупаем тюменское!» разработан фирменный стиль, так называемый брендбук – инструмент, позволяющий производителю экономить время, а также денежные средства для продвижения своей продукции, используя узнаваемый единый фирменный стиль оформления продукции, упаковки, рекламных материалов и мест продаж под брендом «Покупаем тюменское!». Этот фирменный стиль помогает потребителю идентифицировать выбранные товары с товарами местных производителей. В результате грамотное применение брендбука способствует увеличению спроса и, как следствие, приверженности покупателей к торговой марке производителя. В настоящее время достигнуты договоренности с сетями «Мосмарт» и «Магнит» по брендированию внутреннего пространства предприятий в символику проекта для привлечения внимания жителей города, стимулирования интереса у населения к местным товарам и увеличения их продаж.
Разработано рекламное изображение «Перевес в твою пользу». Тюменцы понимают, что покупать местное выгодно. В городе размещено 10 билбордов с изображением. Еще восемь билбордов будут размещены в Тобольске, Ишиме, Ялуторовске и Заводоуковске. Изготовлены плакаты для использования в предприятиях розничной торговли и общественного питания «Покупаем тюменское. Выбираем лучшее», плакаты «Покупайте товары, отмеченные знаком» (стимулирование покупок товаров со знаком конкурса «Лучшие товары и услуги Тюменской области»). Модернизирован сайт «Покупаем тюменское 2.0», который является виртуальной площадкой для продвижения товаров местных производителей. На ресурсе зарегистрированы 102 предприятия-производителя, 52 предприятия розничной торговли, количество уникальных посетителей достигает до 150-200 в сутки, в среднем - 5 тысяч 910 человек в месяц. В 11-й раз прошел конкурс «Лучшие товары и услуги Тюменской области». С 2002 по 2012 годы количество предприятий-участников увеличилось почти в три раза. На участие в конкурсе в 2012 году принято заявок от 136 предприятий Тюменской области, в том числе восемь предприятий из ХМАО-Югры и два - из ЯНАО.
Насколько увеличились объемы поставок продукции местных сельхозпроизводителей в предприятия торговли Тюменской области?
Управление лицензирования и регулирования потребительского рынка совместно с департаментом АПК проводят ежемесячный мониторинг объемов поставок продукции региональными товаропроизводителями в предприятия розничной, оптовой торговли, общественного питания, социальной сферы и иные хозяйствующие субъекты. За 6 месяцев текущего года в сравнении с аналогичным периодом 2011 года отмечен рост объемов поставок произведенной продукции в сетевые компании, прочие предприятия торговли, общественного питания и иные организации. Так, например, в разрезе товарных групп: молочная продукция ООО ПК «Молоко» увеличилась на 2 тысячи 229 тонн, или 50,7%; ООО «Боровский молочный завод» - на 226,7 тонны, или 30,9%; ООО «ЮниМилк» - на 10 тысяч 962 тонны, или 23,4%; ОАО «Тобольский гормолзавод» - на 519,4 тонны, или 22,9%; хлеб и хлебобулочные изделия ИП Мансурова Г.Р. - на 319,2 тонны, или на 49,6%; ОАО «Тюменский хлебокомбинат» - на 557,8 тонны, или 11,3%; кондитерские изделия ИП Ямов С.В. - на 8,9 тонны, или 47,3%; ИП Шарий А.В. - на 41,4 тонны, или 30,3%; ЗАО «Земля» - на 0,7 тонны, или 20%. Мясо-колбасные изделия: ЗАО АПК «Рощинский» - на 22,2 тонны, или 24,4%. Мясо птицы ЗАО «Птицефабрика «Пышминская» - на 66,9 тонны, или 21,4%. Безалкогольные напитки: ООО «Водопад-1» - на 107,4 тонны, или 37,7%; ЗАО МПБК «Очаково» - на 120,8 тонны, или 11,1%.
Какую основную задачу Вы видите перед участниками этого процесса при вступлении в ВТО?

Источник