Первый вице-премьер Игорь Шувалов в интервью прессе сообщил о возможности введения в России налога с продаж

Первый вице-премьер Игорь Шувалов в интервью прессе сообщил о возможности введения в России налога с продаж. Новый налог может быть введен в 2018 году, администрироваться НСП будет в региональные бюджеты, что добавит регионам больше финансовой самостоятельности. Также первый вице-премьер заявил, что регионам может быть дано право вводить НСП наряду с федеральным налогом на добавленную стоимость (НДС).

Комментарий 

Первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров  Тамара Касьянова:

Налог с продаж в России уже вводился, однако в 2003 году его заменили на НДС. Тем не менее, с 2006 года в правитеaльстве неоднократно поднимался вопрос о возвращении налога с продаж. Дело в том, что НДС администрируется в федеральный бюджет, поэтому с отменой НСП зависимость регионов от федерального бюджета значительно увеличилась.

 

Сейчас средства федерального бюджета, в том числе и средства, поступившие в результате поступлений НДС, распределяются между регионами неравномерно. Именно федеральный центр определяет объем средств, выделяемых тому или иному региону. Введение НСП позволит получить регионам большую финансовую самостоятельность, к тому же регионы фактически получат равные возможности по наполнению бюджетов, чего нет при  распределении субсидий из центра. Собственно, именно недостаточная налоговая база региональных бюджетов и является причиной разработки нового налога.

В целом, если сравнивать НДС и НСП, то последний имеет ряд преимуществ. Его гораздо легче администрировать – необходимо лишь собрать данные с торгового оборота розничных продажи.  Нет необходимости проводить взаимозачеты и возвраты, что в случае с НДС открывает большое поле для разного рода мошенников. Впрочем, есть и минусы – НСП должен рассчитываться исходя из стоимости товара, поступившего в розничную продажу. Однако в эту стоимость уже включены различные налоги, в частности, тот же НДС. Таким образом, получается, что НСП отчасти будет налогом на налог, что, конечно, недопустимо. И эту проблему также необходимо каким-то образом решать.

Впрочем, сейчас власти заявляют о том, что НСП станет не заменой НДС, а будет вводиться параллельно. И действительно, попытки снизить ставку НДС пока успеха не имели, поскольку для федерального бюджета этот налог имеет большое значение – доля НДС в федеральном бюджете в 2011 году составила около 18%. Так же здесь стоит еще раз вспомнить о высокой коррупционной составляющей этого налога, поэтому не все чиновники поддерживают инициативы снижения НДС. В последний раз власти обещали снизить НДС в качестве компенсации повышения страховых взносов в пенсионный фонд. В частности, сообщалось, что именно за счет снижения НДС налоговая нагрузка на бизнес не увеличиться. Однако этого не произошло – ставка НДС осталась на прежнем уровне, а налоговая нагрузка на бизнес серьезно возросла, в результате властям в экстренном порядке пришлось пересматривать свои решения в отношении пенсионных взносов.

Введение налога с продаж без изменения ставки НДС приведет к еще более негативным последствиям. Введение налога с продаж мало повлияет на бизнес – в магазинах ставку налога просто прибавят к стоимости товара. А это уже социальный взрыв, поскольку налог напрямую ударит по покупателям, то есть населению страны. Введение НСП, как нового налога спровоцирует инфляционный скачок, приведет к росту социальной напряженности, что неприемлемо для власти. Поэтому пока говорить о введении НСП как о свершившемся факте – рано.

В то же время, проблема дефицита региональных бюджетов есть – и она требует решения. Одним из вариантов может быть частичное замещение НДС налогом с продаж. Например, если брать существовавшую ранее ставку НПС в 5%, то для сохранения равновесия, столько же можно убрать с НДС, снизив его до 13%. Впрочем, как уже было сказано выше, власти не готовы пойти на снижение поступлений в федеральный бюджет.

Поэтому в качестве альтернативы необходимо искать другие варианты. Российский клуб финансовых директоров считает, что одним из вариантов увеличения поступлений в региональные бюджеты может стать налог на недвижимость. Этот налог существует и сейчас, но администрируется он не верно. В частности, налогооблагаемая база рассчитывается исходя из кадастровой стоимости недвижимости. В то же время, если налог взимать с рыночной стоимости, то это увеличит объем поступлений в региональные бюджеты в два-три раза. При этом в отличие от введения НСП это не вызовет инфляционного всплеска и заденет не все население, а только собственников недвижимости. Российский клуб финансовых директоров считает, что вместо прямого повышения налоговой нагрузки для населения или бизнеса, необходимо искать альтернативные варианты пополнения региональных бюджета, в том числе и в плане совершенствования администрирования действующих налогов.

http://ркфд.рф