Исследователи разгадывают тайны Затюменского кладбища

О «белых пятнах» тюменской иудаики говорил сегодня раввин синагоги Игорь Варкин на научно-практической конференции «Евреи в социокультурном пространстве Тюмени и региона», которая проходит 24 и 25 октября в ТюмГУ.
Варкин заинтересовался историей Затюменского кладбища в нашем городе, которое располагалось в районе таких современных улиц как Полевая, Комбинатская, Пролетарская. Кстати, ранее Пролетарская носила название Кладбищенская, именно за ней и начиналось кладбище.
Изначально оно было территорией для захоронения православных. Затем к нему начали примыкать погосты, где находили вечный покой люди других вероисповеданий, так как это был кладбищенский район города. На карте 1917 года обозначено и православное кладбище, и еврейское.
Игорь Варкин познакомил участников круглого стола с выдержками из книги профессора Александра Иваненко «Новые прогулки по Тюмени», который также присутствовал на конференции: «В конце улицы Полевой, на крутом берегу оврага, в котором течет река Бабарынка, в начале 90-х годов 19 века городская управа отвела место для Затюменского кладбища. В средней части кладбища хоронили православных, справа — католиков, слева за дорогой на деревню Воронино — мусульман и евреев».
Иваненко пишет, что кладбище возникло в конце 19 века. Варкин готов с этим спорить. «Я обнаружил протокол из журнала Тюменской городской управы от 10 декабря 1912 года: «Еврейское кладбище возле тюменского православного существует в том месте издавна». О нем, как давно существующем, упоминается в переписках 70-х годов прошлого столетия. Что такое «давно существующее» мы не можем измерить в цифрах, но это явно не 10 лет, наверняка, больше», – уверен раввин.
Пищу для размышлений дает журнал Тюменской городской управы от 10 декабря 1912 года. Документ гласит, что рассматривалось ходатайство хозяйственного управления Тюменского молитвенного дома об увеличении площади еврейского кладбища исходя из того, что свободных мест остается немного. Притом, что еврейское кладбище занимало площадь 973 квадратных сажени, управа постановила прирезать еще 290 квадратных саженей. «Сажень — это 2 м 13 см. Сегодняшнее стандартное захоронение занимает примерно два на два метра, то есть сажень на сажень. Если эта площадь — 973 сажени – была практически вся заполнена, то сколько людей там похоронено? Получается, около тысячи, – рассуждает Игорь Евгеньевич. – Откуда взялось столько захоронений при столь немногочисленном по официальным данным еврейском населении? По итогам переписи 1827 года в городе жили 17 евреев, 1845 — 34, 1897 — 262, 1907 — 279. В метрических книгах, которые вели раввины, указывали количество умерших в год, в конце 19 – начале 20 вв. среднестатистическое число составляло от четырех до восьми умерших в год».
Таким образом, делает вывод Варкин, или число евреев в Тюмени было гораздо больше, чем зафиксировано официально, или Затюменское кладбище гораздо старше, чем принято считать и возникло не позднее начала 19 века, а не в 90-х годах 19 века.
Судьба Затюменского погоста печальна. Судя по карте 1937 года, в то время оно еще существовало. В 1941-1945 годах захоронения представителей всех конфессий были уничтожены. Некоторые исследователи выдвигают такую версию: в 1941 году, когда в Тюмени было сильное наводнение, часть каменных надгробий пошла на укрепление дамбы. Иваннеко отмечает, что в годы ВЕликой Отечественной войны на территории кладбища жители ближайших улиц вели заготовку дров — под покровом ночи пилили деревья, растаскивали деревянные кресты, ограду. В середине 1940-х на месте обширного кладбища образовался пустырь. Власти города распорядились сравнять с землей могильные холмики, а в 1949 году на этом месте построили асфальтовый завод, который прекратил свое существование в 90-е годы 20 века. Иваненко уточняет, что часть кладбища попала под современную застройку — теперь там вырос торговый центр «Ямская слобода».
«Если Александр Стефанович прав, то территория кладбища в принципе является историческим заповедником Тюмени и местом дальнейших изысканий, – считает Игорь Варкин. – Это должно интересовать всех, особенно потому, что от кладбища почти ничего не осталось».
Источник