Юрий Шевчук: важно быть внутренне свободным

Тюмень. Накануне долгожданного концерта группа ДДТ в полном составе и Юрий Шевчук дали пресс-конференцию. До Тюмени ребята добирались на поезде, дав концерты в Сургуте и Нижневартовске. Два трейлера с аппаратурой едут из Риги.
В начале встречи Юрий Шевчук представил обновленный коллектив, поинтересовавшись, как это лучше сделать - слева направо или наоборот. Предложили начать с единственной девушки в коллективе.
Итак, с Юрием в Тюмень приехали певица Алена Романова, пианист Константин Шумайлов, барабанщик Тема Мамай, гитарист Леша Федичев, бас-гитарист Роман Невелев, труба - Иван Васильев и трамбон - Антон Вишняков.
По словам лидера группы, ДДТ возит по стране две программы: «Иначе» и «Сольник». В Тюмень ребята привезли более камерный вариант - программу «Сольник», хотя по пути осеннего тура придумали другое название - «Рассольник» или «Солянка».
«В конце 2011 года мы хотели порадовать тюменцев совершенно новой работой, привезти масштабную программу «Иначе». Не сложилось, помешали некие силы, не нашлось зала. Так ведь 30 метров экрана, визуализация, программа требует большого пространства. В этом году мы в Тюмени с «Сольником», со всей бандой ДДТ. Кстати, мы стараемся на каждом концерте показать участников группы с разных ракурсов. Тюменцы услышат старые и новые песни. Если захотят, мы споем больше новых. Они, слава Богу, пишутся», - отметил он.
Задерживать долго гостей журналисты не стали, музыканты сразу сказали, что после общения отправятся спать. Но на несколько вопросов легендарный Юрий Шевчук ответил.
-Юрий Шевчук: Задавайте вопросы, если их нет, мы пойдем спать. В поезде не спалось что-то. Задавайте всем. Ребята в группе замечательные, у них есть что сказать, что же будет... с Родиной и с нами.
-Юрий, будете ли вы в программе читать стихи?
-Буду. Если захотите, буду много. Но, как правило, народ очень устает от стихов. В Тюмени будут стихи, песни. «Сольник» как программа уже сложилась. Премьера была в позапрошлом году в Питере. Она обросла, меняется, что-то выставляет во фланги, что-то - в авангард. Появляются новые песни. Главное, чтобы нам было интересно играть, петь, жить в ней.
-Можно тяжелый вопрос? Как бороться с цензурой?
-Цензура, прежде всего, в нас самих. Важно быть внутренне свободным. У художника хозяин - Бог, а не начальство. Это слова Иосифа Бродского. Еще у него спросили, почему вы христианин, а он ответил - потому что не варвар. Любому художнику необходима внутренняя свобода. И журналисту тоже. Сверяясь с этим объемом в сердце своем и душе, вы способны принимать четкие решения, связанные с судьбой страны, информацией. Вы становитесь гражданином, а не болтом или винтом в системе, электоратом.
Многие говорят, музыкант пой и не вякай. И плотник, и шофер, и видеооператор, мы все имеем право выражать свое мнение о России, о власти, обо всем. Это - внутренняя свобода. Смотрите, в эфире давно нет гражданственной песни, нет ничего более-менее умного, вдохновенного в стране. Спасает Интернет.
Быть принципиальным в нашей стране сложно. Но это высоко. Самое главное - себя уважать, свои поступки. Уважать же себя можно по-разному. Можно за любовь, которая в тебе есть, которая заставляет совершать поступки. Если человек любит, он никогда не совершит подлости, низкой и пошлой ошибки. Я уверен в этом. Любовь не позволит это сделать. Любить надо, а это самое сложное на свете.
-Юрий Юлианович, почему вас так долго не было в Тюмени?
-В прошлом году мы рвались в ваш город. Места не нашлось. Последний раз мы приезжали в 2005 году с программой «Пропавший без вести». У нас есть принцип - не ездить с одной и той же программой в город два раза. Это важно для нас. Это прилично звучит и говорит о том, что мы не занимаемся чесом, как некоторые наши коллеги. Это неправильно. Нужно делиться творчеством друг с другом, чем-то новым, новыми мыслями и чувствами, которые нас посещают. В этом обмене и рождается сопереживание. В результате всем хорошо.
-Верите ли вы в будущее российской рок-музыки? Появляются новые музыканты, но их мало.
-В будущее верю! А насчет музыкантов, их очень много. Многое зависит и от вас, если вы будете про них рассказывать и посвящать им свои телепередачи, статьи, радиопрограммы, то их будут знать. Например, в Питере около двух тысяч рок-групп, в Тюмени, думаю, не менее трехсот. Просто никто о них не говорит, никто не знает. Надо помогать. Молодым музыкантам очень тяжело.
-Можете дать совет молодым музыкантам?
-Знаете, каждый раз, когда группа ДДТ делает новую программу, мы все время чувствуем себя начинающими. Ты относишься с опаской к своим творческим потенциям, думаешь, сможешь ли ты решить проблемы, выполнить поставленные задачи. Находишься «на измене». В процессе создания и ругаемся, и спорим, и ищем. Всегда все по-новому. Ты на грани, над обрывом, над пропастью перед неизвестным будущим, но все равно идешь вперед и наводишь мосты. Это ощущение есть всегда, если пропадает - ты становишься звездой, а это чудовищно. Знаете, как говорил наш экс-гитарист Андрей Васильев: «Звезда - это когда лучи мешают в метро заходить». Мы не звезды. Мы все время в поисках, задумываем какие-то новые песни. Все слава Богу.
-Ваша программа приближена к старому советскому року? Или будет новое звучание?
-Советский рок - это ВИА. Много их было в свое время. Пели они очень хорошо. Вокалу уделяли большое внимание. Начался российский рок, и вокал пропал. Вокал в отечественном роке - ахиллесова пята. Мало поющих. Посмотрите любую британскую группу, какие вокальные расклады. Здорово ребята поют. У нас поющих единицы. Это плохо. А вот в ВИА вокальная культура было. Было хорошее в советском роке.
Играющих музыкантов много. Знаете, в рок-музыку пришли музыканты, а раньше были идеологи. Были физики, лирики, архитекторы, художники, люди совершенно не музыкальных профессий, но выдающие концепции. Как Борис Гребенщиков, Вячеслав Бутусов, Виктор Цой. Сейчас мало в рок-музыке интеллектуальной элиты, одни музыканты. Они здорово играют, но тексты слабоваты.
Развитие рок-музыки зависит от технологий. «Сольник» очень технологичен. У нас цифровые пульты, масса обработок. Без этого движения нет. Мы работает путем усложнения звука. Новый саунд, новый тембр, сочетания, бесконечные звуковые поиски.
-Юрий, коллектив ДДТ очень молодой. Вы чувствуете себя наставником или другом?
-Как мы себя чувствуем совместно - видно на концертах. Главное - это сцена. Кто из нас молодой, кто не очень, видно именно там. Все рубимся на равных. Я не отстаю от молодежи.
Знаете, у нас в коллективе есть Алена. Она великолепная вокалистка, берет глубиной исполнения народной песни. Сердцем поет. Мне тут недавно задавали вопрос, что такое пошлость. Знаете, это понижение смыслов, языка, уровня чего-либо. Когда внутри ничего нет, пустота, одна оболочка. И на эстраде мы это все наблюдаем. Нет глубины, корней, пуповина порвана.
-Расскажите о гастрольном туре.
-Проехали по Сибири. Потом впервые будем выступать в Казахстане, где представим две программы. До конца года дадим еще два благотворительных выступления. В новом году отправимся в Нью-Йорк с «Иначе». Весной начнем тур по Восточной Европе, Прибалтике. Мы добиваем программу «Иначе». Россию объехали, выступали в более пятидесяти городах. Летом начнем работу над новой программой.
«Иначе» хороша, имеет концепцию, либретто, сквозное действие, драматургию. Знаете, она далась сложно. Вначале были сплошные минусы. Приезжаем в город, выступили, должны 200 тысяч рублей. Следующий город - по нулям. Слава Богу. Следующий - минус 400 тысяч рублей. Дорогая программа, а мы завязаны напрямую с продажей билетов. Спонсоров нет. Первое время жили на продаже дисков и футболках. А потом прорвало, отдали все долги. И понеслось. Конечно, риск огромный, но без этого ничего нового не будет рождаться.
-Программу «Иначе» тюменцы смогли посмотреть в кинотеатрах. Расскажите о работе над фильмом.
-Мне эта работа не очень по душе. Ребята, которые делали кино, очень торопились. Снят был лишь один концерт, этого для фильма мало. Не хватает видов зала. Фильм стали делать, когда все уже было готово: программа, альбом записан. Не сняли полемику. Быстро слепили фильм, мы сопротивлялись, но, что получилось, то и получилось. Честно, мы хотели и в кино прорыва. Это обычный фильм.
-Последнее из прочитанного?
Перечитываю «Былое и думы» Александра Герцена. Классная книга, советую. На гастролях читал историю французской революции. Марат и Робеспьер. Красивая история. Все в итоге друг друга гильотинировали. Очень актуальная книжка для наших дней. Многие говорят о революции. Это тот пример, как не надо делать. Ребята друг друга перерезали, и правые, и левые, в результате пришел тиран Наполеон. У нас страна порванная. Кого только нет. Идет брожение умов.
-Что для вас признание?
-Признание? Если на концерте в зале больше народу, чем на сцене, это будет признание. Остальное все чепуха.
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Источник