Пятница, 29 Март 2024

Вы здесь: Главная Новости Общество Будущее школы - новый учитель и новый ученик

Будущее школы - новый учитель и новый ученик

Какой будет российская школа? О перспективах общего образования сегодня в Тюмени рассказал академик РАН, действительный член РАО, доктор физико-математических наук, ректор Московского института открытого образования Алексей Семенов. Его доклад стал основным на одиннадцатых Губернаторских чтениях, которые прошли в Тюменской областной библиотеке им. Д.И.Менделеева.
Самое важное
Важнейшее понятие современного образования — индивидуализация. К каждому ребенку нужен индивидуальный подход, о чем говорилось всегда, но сейчас, по мнению Алексея Львовича, для этого появляются более реальные основания. «Безусловно, есть массовые школ и мы должны предоставить равные возможности каждому, но они в особых случаях должны пониматься по-разному. Вложения в образование ребенка-инвалида со временем обязательно окупятся, хотя на обучение особого ученика требуется на порядок больше денег, чем на обучение школьника без ограничений по здоровью. То же самое можно сказать о талантливых и одаренных детях», – заявил Семенов и добавил, что индивидуальная образовательная траектория может быть выстроена для любого ребенка.
Мобильник в помощь
Задачей начальной школы является формирование фундамента, на котором строится все последующее образование. Формирование в современной школе идет достаточно эффективно исходя из новых принципов. Нынешние дети иначе воспринимают окружающий мир и у них иная коммуникация. Что с этим делать? – спрашивает академик и сам дает ответ: можно бороться, а можно поступить иначе. «В начальной школе в моем регионе это выглядит так: дети начинают первый класс фактически не за партой, а вне стен школы. Они идут с мобильниками, камерами в город, парк, школьный двор и снимают то, что им интересно. В итоге у них возникают своеобразные «сочинения», которые они монтируют из снятых сценок, устных комментариев. Затем следует публичное выступление, а, значит, развивается устная речь. Что касается письменной речи, то нужно понимать, что сегодня письмо — это письмо на клавиатуре. Да, дети в течение первого класса учатся писать еще и от руки, но они этим не будут пользоваться, ушло то время. Важно, что визуальная, устная и письменная коммуникация объединяется воедино, – пояснил Алексей Семенов. – Мы готовим детей, которые сохраняют способность к коммуникации, а не теряют ее, как большинство детей в традиционной школе. Развивается способность к мышлению, оценкам, выбору стратегии».
Учитель + ученик = учащиеся
Родители жалуются, что меняются отношения учителя и ученика, авторитет учителя падает, дисциплина лучше не становится. Как к этому отнестись? «Нужно понять, – считает Семенов, – что это неизбежный процесс общественных изменений, эволюции нашего мира. Ситуация вот какая — позиция учителя становится намного ближе к позиции ученика, и на самом деле это хорошо. Ребенок должен научиться учиться. Как учить чему-то ребенка? Лучше всего, показав, как ты сам это делаешь. Традиционный учитель не учится, он говорит готовые истины, а школьники их запоминают. И здесь есть противоречие — взрослый должен научить детей учиться, а сам этого не демонстрирует. Учащийся учитель — это важнейшая фигура новой школы. Когда педагог перестанет ощущать, что это ужасно, когда он что-то не знает, а просто будет показывать детям, как он что-то сам узнает, тогда будет сделан шаг, который сократит дистанцию между учителем и учеником, т. к. теперь они оба учащиеся».
Настоящая мудрость
Образование активно обращается к информационным технологиям, но нужно помнить, что информационная среда — это не только электронные журнал и дневник. «Если учитель переносить что-то с бумажки в компьютер или обратно — это ужасно, – говорит Алексей Львович. – Сам процесс образования должен стать цифровым, и это неминуемо. ЕГЭ также должен постепенно перейти в цифровой формат, иначе вся информатизация школы останется фикцией».
Семенов рассказал, как по-разному может выглядеть процесс приготовления домашнего задания. В первом варианте, который лектор назвал «процессом привычным, но естественным», учитель задал письменное домашнее задание, дети выполнили что-то в тетрадях, затем их сдали, учитель дома проверил и на следующем уроке вернул. В чем неестественность процесса — в том, что тетради возвращаются к детям, когда они уже в следующей теме. Естественный процесс должен выглядеть так: дети выполняют домашнее задание в электронном варианте, учитель приходит на следующий урок и рассказывает, кто как справился с заданием. «Все это органично возможно только в цифровом варианте», – уверен академик.
Он часто слышит опасения, что при переходе к информационным технологиям, школа может что-то потерять. «Возможно, если мы будем давать для детей все новые интересные задачи, может быть, у них ослабнут какие-то чисто механические навыки, – предполагает Семенов. – Так, если у них в классе будет висеть таблица умножения, они будут хуже знать ее наизусть. Насколько это трагично? История покажет». Главное, что должна сделать школа – научить детей грамотно использовать новые инструменты. Возможность обратиться к ним, творчески применить и есть настоящая мудрость, по мнению Алексея Львовича.
Насколько поставленные перед образованием цели и задачи реальны? «В последние два-три года все неплохо складываться, это мое личное ощущение, состоящее в том, что одновременно есть понимание и воля руководства, начиная от руководства страны и кончая руководителем образовательного учреждения. Информационные технологии стали доступными и прозрачными, не безумно дорогими и достаточно простыми для использования. Накопился большой педагогический опыт в отношении того, как школа может меняться. В этом смысле я считаю, что во многих регионах страны есть уникальная возможность реализовать многое на практике, это касается не только информатизации, но и работы с учителями. Я уверен, что руководство Тюменской области будет продолжать свою линию, направленную на поддержку образования. Это значит, что у нас будет формироваться определенный климат в среде преподавателей, что является основой для развития образования», – подытожил докладчик.
Источник

Место для вашей рекламы

Тюменский городской портал.
Новости в Тюмени.
События, бизнес, светская жизнь в Тюмени.
Афиша, кино, театр в Тюмени.
Бесплатные объявления Тюмень.
Вакансии, работа в Тюмени.
Ищу работу, резюме Тюмень.
Тюменские форумы – Тюмень.
Юмор, анекдоты, афоризмы.
Отдых, клубы в Тюмени.
Кафе и рестораны в Тюмени.
Боулинг и бильярд в Тюмени.
Недвижимость, дома, квартиры Тюмень.
Авто объявления Тюмень.
Компании, фирмы, отзывы Тюмень.
Реклама в Тюмени.