Вторник, 19 Март 2024

Вы здесь: Главная Новости Общество Как готовят будущее в тюменских школах

Как готовят будущее в тюменских школах

Нынешние первоклашки проводят в школе больше времени, чем их сверстники два года назад. Теперь после письма, математики и других уроков для них начинается внеурочная часть – компонент в форме кружков, секций, студий, экскурсий. Рабочая неделя первоклассника увеличилась с 20 до 30 часов – 20 занимают привычные уроки, десять отдано на внеурочную деятельность.
Воспитание успешного человека
Все это сделано для того, чтобы воспитать «людей будущего», как отметила первый заместитель директора департамента образования и науки Тюменской области Людмила Чеботарь: «Эти дети войдут в совершенно новое общество, новую социальную среду. Поэтому на них мы должны смотреть как на людей будущего, и мы их должны готовить к этому будущему».
Об этом же говорил и губернатор Тюменской области Владимир Якушев в своем ежегодном послании: «Эти дети – и наше с вами будущее, совершенно буквально. Нас заменят они». Он также отметил: «Не должно ослабевать наше внимание к равной доступности качественных образовательных услуг – независимо от места жительства и социального благополучия».
Благодаря новым образовательным стандартам, на которые школы перешли в 2011 году, каждый ребенок получил возможность развиваться сразу по нескольким направлениям: в спортивно-оздоровительном, художественно-эстетическом, научно-познавательном, военно-патриотическом, в общественно-полезной и проектной деятельности. Считается, что при таком комплексном подходе будут достигнуты наилучшие результаты.
«Смысл новых стандартов – в формировании у детей таких личностных навыков, которые позволят им быстро учиться, совершенствовать знания в постоянно меняющемся мире, находить свой путь социального продвижения в обществе и благодаря этому быть профессионально и личностно успешными на протяжении всей жизни», – пояснил корреспонденту «Вслух.ру» директор департамента образования и науки Алексей Райдер. Но чтобы достигнуть желаемого, это должен быть не просто набор внеурочных занятий различной направленности, цель которых дополнительно занять ребенка еще на два часа в день после основных уроков. Занятия должны «поддерживать» предметные уроки первой половины дня для развития интереса к учебе, к получению знаний другими, нетрадиционными способами. Дополнительные уроки направлены на выявление и развитие в детях способностей и талантов в тех областях, которые нельзя выявить в ходе урочного обучения, например, в спорте, в музыке, в общественной работе, в любой сфере деятельности, где он может быть успешен.
Родители «за» и «против»
Мнение родительской общественности разделилось: кто-то очень доволен нововведением, кто-то считает, что новые стандарты еще нужно дорабатывать и дорабатывать. Отзывы мам и пап самые разные: «Я всеми руками за, моё мнение – это очень удобно для работающих родителей, да и ребенок без дела не будет сидеть», «Наши дети и раньше занимались внеурочной деятельностью в кружках, которые им интересны, а сейчас они вынуждены это всё бросить ради обязательных дополнительных уроков».
Самые большие претензии родителей к тому, что у детей совершенно не остается свободного времени: «В школе до 13.30, пока придешь домой, переоденешься, пообедаешь – уже 15.00. Пора и за уроки садиться, их ведь много задают. У ребенка очень мало свободного времени. Мне блестящих результатов не надо, если за это заплачено такой ценой, как отсутствие свободного времени у ребенка, как следствие, ни с подружками поиграть, ни в кружки походить, ни спортом позаниматься». Тут же можно услышать прямо противоположное мнение. Мама нынешнего второклассника, который в этом году учится по новым стандартам второй год заверяет: «Сын посещает еще три секции, никакого переутомления нет, учился бы все лето, ему сейчас интересно в школе».
Кого-то не устраивает, что «никакого выбора детям не предоставляется. Принудительная внеурочная деятельность в таких объемах дискредитирует саму идею нового стандарта. Сделайте внеурочку добровольной! Дайте возможность детям выбрать занятия по своему интересу!»
Редко, когда нововведения всеми принимаются на ура, тем более, пока они проходят «обкатку». Во время перехода к новым образовательным стандартам в школах Тюменской области не все было гладко. Одной из главных проблем Людмила Чеботарь считает формальное следование требованиям нового формата: «По откликам родителей и педагогов мы поняли, что проблема состоит в упрощенном понимании новых подходов, когда они сводятся лишь к расширению количества часов внеурочки».
Хватит ли сил?
Родителей интересует такой практический вопрос: если ребенок ходит, например, в музыкальную школу, часы занятий там засчитываются как внеурочная деятельность и аналогичные занятия в школе он не посещает? Или же малышу придется заниматься музыкой и там, и там? Хватит ли на это сил у маленького человечка? Алексей Райдер считает, что неверно говорить о какой-либо «компенсации» образовательных услуг, предоставляемых школой, занятиями в спортивных секциях, кружках, школах искусств и других учреждениях дополнительного образования. Это принципиально иная форма обучения, но, безусловно, они могут и должны сочетаться, исходя из интересов и возможностей ребенка – в этом и есть построение индивидуальных траекторий обучения и развития. Главное, обеспечить профессионально грамотное сочетание сложившихся условий и ресурсов школьного и внешкольного развития детей для реализации единой траектории развития ребенка. В этом случае нет препятствий для получения «на стороне» услуг, аналогичных по целям и содержанию тем, которые предлагает школа.
«В целом, количество часов не является принципиальным – все зависит от графика занятости и желаний детей. Еще раз подчеркнем – смысл не в обеспечении каждому ученику жесткого количества часов внеурочной занятости, а в целеполагании, то есть в определении, что это даст конкретному ребенку, а что он потеряет, если не будет посещать предложенные внеурочные занятия. Школа должна это аргументированно объяснить родителям, в противном случае причин настаивать на посещении занятий нет, а за родителями всегда остается право выбора, – разъяснил директор департамента. – Вообще, следует заметить, что если ребенку интересно посещать все предлагаемые школой занятия (а школа должна обеспечить ему именно такие), наряду с занятиями в других учреждениях, то вопрос только в подборе графика. При наличии интереса сил у детей хватает на все».
Решаемые проблемы
Не все школы области могут похвастаться прекрасной материально-технической базой, кое-где есть проблемы с помещениями и кадрами, но, как считают в областном департаменте образования и науки, это не причина для того, чтобы дети недополучали положенного им по закону. Просто каждой школе нужно хорошенько продумать форму организации внеурочной деятельности. Это не всегда статичные занятия в привычной для школы форме кружковой работы, внеурочка может быть представлена экскурсиями, круглыми столами, конференциями, диспутами, школьными научными обществами, олимпиадами, соревнованиями, поисковыми и научными исследованиями, общественно полезными практиками, социальными и волонтерскими проектами. Вопрос нехватки кадров тоже решаемый. Школа может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Кроме того, можно привлекать родительскую общественность и представителей социальной инфраструктуры. В любом случае шанс проявить себя в тех или иных сферах должен быть у каждого ребёнка.
Без «пятерок» и «двоек»
Как оценить успехи детей во внеурочной деятельности? Понятно, что пятибалльная система тут не годится, но понять эффективны ли занятия, все-таки необходимо. «Успешность развития детей определяется личными достижениями обучающихся, результаты которых фиксируются, например, в портфолио, а также уровнем социальной адаптации, умением самостоятельно мыслить, получать и применять знания на практике, уровнем эмоционального и психофизического развития, формирования нравственных установок», – отвечает на наш вопрос Алексей Райдер.
Он добавил, что уже существует и продолжает наращиваться спектр других форм и способов оценивания, это педагогические наблюдения, психологическое тестирование, метапредметные контрольные работы, основанные на компетентностном подходе к формированию заданий. Кроме того, должен быть сделан анализ индивидуальных достижений детей к концу года, выраженных в защите собственных проектов и творческих работ. На этом принципе основана и региональная система оценки качества образования.
«Итоговые советы прошли в 2012 году во всех муниципалитетах области, подтвердив успешность и эффективность обучения детей по новым стандартам. Это же подтвердил и областной социологический опрос родителей первоклассников, проведённый перед августовским педсоветом. С целью продолжения мониторинга введения ФГОС и выявления достигнутых результатов в 2013 году на областном уровне запланировано выборочное психолого-педагогическое анкетирование обучающихся, социологический опрос родителей и педагогов, а также выставка достижений учащихся, которая пройдёт в ходе очередного областного педагогического совета», – сообщил Райдер.
Детям нужен релакс
Учитель начальных классов школы №57 Наталья Левченко поделилась с корреспондентов «Вслух.ру» своими наблюдениями: «Внеурочная деятельность помогает вырастить из ребенка гармоничную личность и дает больший простор для работы учителя. Например, на дополнительном занятии по музыке педагог знакомит детей с такими произведениями, которые не включены в учебную программу, учитель с воспитанниками готовят выступления для утренников, концертов. Внеурочка — это еще и помощь детям в подготовке к основным уроков, полученные там знания они активно используют на занятиях».
В школе во внеурочную деятельность вошли музыка, ИЗО, игры народов СНГ или бассейн (по выбору), занятие для развития познавательных способностей «Умники и умницы» и сказкотерапия, которую ведет психолог. Педагог отметила, что нагрузка на детей с введением дополнительных 10 часов возросла. «Дети занимаются четыре часа в кабинете, а затем в этом же помещении у них идет внеурочка, хорошо, если бы в школе были комнаты для релакса, коврики в классе, где дети могли бы посидеть не за партами. Я побывала в 93-й школе, мне очень понравилось, что там у них есть игровые уголки».
Наталья Николаевна напомнила, что новые стандарты — это не только появление внеурочной деятельности, но и изменение самого подход к образовательному процессу, к роли ученика и учителя.
Единым фронтом
Для того, чтобы внеурочка дала свои плоды и стала помощником ребенку в учебе, а не дополнительной ненужной нагрузкой, школа и родители должны взаимодействовать. Вот как это взаимодействие на начальном этапе выглядит в идеале: при формировании учебного плана образовательными учреждениями проводится анкетирование для детей и родителей с целью выявления потребностей в образовательных услугах. На основе полученных результатов в общеобразовательных учреждениях формируются образовательные программы с учетом выбранных направлений внеурочной деятельности.
«Противоречие может возникнуть, если и школа, и родители идут по пути наименьшего сопротивления и навязывают детям уже существующий набор занятий, не задумываясь, интересны и полезны ли они будут для развития детей, – отмечает Алексей Райдер. – В результате это может вызвать у них отвращение не только к урокам, но и к внеурочным занятиям в школе, что прямо противоположно тем целям, которые ставятся новыми стандартами. Более того, это может привести к возникновению у детей комплекса неуспешности в школе, а в случае отсутствия должной поддержки ещё и со стороны родителей, направить их к поиску асоциальных путей самоутверждения».
Учитывать пожелания родителей очень важно в силу того, что кому, как не им должно быть известно, что может по-настоящему заинтересовать их ребёнка, какие занятия будут способствовать максимальному развитию его способностей и интересов. Главное, чтобы родители и педагоги слышали друг друга и думали о детях, а не о своих амбициях или стремлении увидеть в детях воплощение своих когда-то нереализованных планов.
Источник

Место для вашей рекламы

Тюменский городской портал.
Новости в Тюмени.
События, бизнес, светская жизнь в Тюмени.
Афиша, кино, театр в Тюмени.
Бесплатные объявления Тюмень.
Вакансии, работа в Тюмени.
Ищу работу, резюме Тюмень.
Тюменские форумы – Тюмень.
Юмор, анекдоты, афоризмы.
Отдых, клубы в Тюмени.
Кафе и рестораны в Тюмени.
Боулинг и бильярд в Тюмени.
Недвижимость, дома, квартиры Тюмень.
Авто объявления Тюмень.
Компании, фирмы, отзывы Тюмень.
Реклама в Тюмени.