Тюмень на рубеже веков: Торговля с утра до вечера без выходных

«Вслух.ру» продолжает публикацию отрывков из краеведческих очерков, входящих в новую работу исследователя Анатолия Кононенко, посвященную истории Тюмени и тюменцев в 1900-1917 годах.
Значительную часть населения Тюмени составляли крестьяне. Процесс перехода их в более привилегированное сословие «мещане» требовал больших усилий и немалых материальных затрат, причем мог закончиться безрезультатно. При этом если в Европе для перехода из деревни в город нужен был обычно билет в одну сторону, то в России большинство мигрантов передвигались туда и обратно. Естественно, в городе сословные архаизмы разрушались быстрее, чем в деревне. В начале ХХ века все отчетливей становилась дифференциация по способу извлечения дохода и заработка. Занятия жителей Тюмени были разнообразны, вариативны и довольно часто менялись в зависимости от конъюнктуры. В основном экономическая жизнь в городе была сосредоточена вокруг торговли, мелкого промышленного и ремесленного производства товаров народного потребления.
В купеческой среде основным занятием была торговля. Изжившая себя в Европе уже в XVIII веке, гильдейская организация в России искусственно насаждалась в интересах казны. Возможность торговать имели лишь лица купеческого сословия, приобретающие это право у государства путем покупки гильдейских свидетельств. С принятием в 1898 году по инициативе министра финансов Сергея Витте нового закона о промысловом налоге было отменено обязательное приобретение купеческих свидетельств для желающих заниматься коммерческой деятельностью. Купечество перестало быть синонимом российского предпринимателя. Все шире стали заниматься коммерцией лица некупеческого звания – крестьяне, интеллигенция и даже дворяне.
Торговля шла ежедневно, с раннего утра до позднего вечера. В выходные и праздничные дни торговый день обычно сокращался. В торговле участвовал сам купец, члены его семьи и привлеченные работники – управляющие, приказчики, ученики, посыльные. Розничная торговля была сосредоточена на Базарной площади и в магазинах на улицах Царской и Спасской, а оптовая торговля проходила в районе Табора за Загородным садом и возле станции Тура. В течение полутора месяцев в году действовала сырьевая ярмарка с оборотом около 4 млн рублей. Среди купцов было значительное число евреев и поляков. Как правило они занимались крупной и мелкой торговлей, в том числе золотом, мехами, алкоголем.
Мещане практиковали ремесла и мелкую торговлю, извоз, содержание постоялых домов, харчевен, кабаков, трактиров, домашнего хозяйства. Мещане служили у купцов доверенными лицами, работали по найму на складах и мануфактурах. Служили письмоводителями, приказчиками, являлись квалифицированными ремесленниками. Немногочисленную группу городского населения составляли работники непроизводственного труда: чиновники, военные, учителя, врачи.
Достаточно большую группу, около трех тысяч человек, представляли чернорабочие, поденщики, пристанские грузчики – «шпанка» и работники кожевенных мастерских, чей рабочий день составлял до 15 часов в сутки с оплатой от 10 до 15 рублей в месяц. Это была самая бесправная и угнетенная часть городского пролетариата. Однако из-за обилия религиозных праздников российский пролетарий работал примерно 280 дней в году, то есть значительно меньше, чем его европейский собрат. В городе и его окрестностях действовали судостроительный Жабынский завод, 25 кожевенных предприятий (221 рабочий), выпускавших продукции на 682 тыс. руб., два овчинных предприятия (63 рабочих), изготовлявших товаров на 41 тыс. рублей.
На самом дне городской жизни находились нищие, бродяги, попрошайки, проститутки и прочие криминальные и полукриминальные элементы. К этой же социальной группе следует отнести и так называемых «парижан» – городских бездельников, занимавшихся попрошайничеством и вымогательством, постоянно проводящих время в «злачных местах на Новой улице», а также около цирка. Там, в летних шатрах часто накрывали столы с продажей продуктов питания и алкоголя, кроме того, можно было убить время в трущобных рюмочных и пивных в Сараях.
О широком вовлечении тюменских женщин и детей в производство свидетельствуют почти все современники. Шитьем в городе занимались мужчины, женщины и дети. «В отдаленных и бедных частях города очень обыкновенная вещь увидеть на улице десяти-двенадцатилетних девочек, занятых пошивом рукавиц. Такая маленькая работница шьет нисколько не хуже взрослого. Девочка сшивает до 10 – 15 пар и получает по полторы копейки за пару. Работает она 10-12 часов в день». Женщины ткут холсты, рогожи, шьют из кожи башмаки, рукавицы, торгуют на рынке, заседают в лавках.
Для тюменской буржуазии было выгодней нанимать женщин и девочек, чем мужчин. Женщины более покорны, менее требовательны, ей платят меньше, ею помыкают хозяева и их управляющие. Часто, во время забастовок, именно женщин, а также татар из пригородных селений, буржуазия нанимала для работы в качестве штрейкбрехеров.
Источник