Макс 13: между искусством и вандализмом - тонкая грань

Персональная выставка одного из самых известных и самобытных уличных художников России Макса 13 открылась в тюменском скейт-парке SIB SUB. Выставка граффити – часть фестиваля «Летняя экстрим-сессия», она будет работать в Тюмени до 21 июля. На открытии выставки корреспондент «Вслух.ру» задал райтеру из Иваново, ставшему победителем телепроекта «Битва за респект», несколько вопросов.
Макс, как ты оказался в Тюмени?
– Меня пригласили организаторы «Летней экстрим-сессии».
Ты ездишь с подобными выставками по разным городам?
– Да, уже проводились подобные выставки в Иваново, Нижнем Новгороде, Костроме.
Можешь ли ты оставить какой-то след в Тюмени или у райтеров так делать не принято?
– Свой след я уже оставил, выполнив работу в скейт-парке. В городской среде тоже надеюсь порисовать.
По твоим внутренним ощущениям интерес к граффити с годами растет или наоборот – снижается?
– Интереса к современному искусству в целом с каждым годом все больше, и к граффити в частности. Если говорить о моей персональной выставке, то здесь представлено не совсем граффити. Скорее это графика с использованием классических для жанра материалов – баллонов с аэрозольной краской.
Макс, все-таки не выставки – главный результат творчества райтера, ведь так?
– Да, действительно, граффити – это, прежде всего, уличная культура.
А где грань между современным искусством и хулиганством?
– Определить ее несложно, хотя бы по внешним признакам работы. Что такое вандализм? Рисование на памятниках культуры. Я этим не занимаюсь.
А если рисунок выполнен на жилом доме?
– Понимаешь, здесь тонкая грань.
Понимаю. Но главным образом, это должен понимать тот человек, который занимается рисованием.
– Да, согласен. Художник, действительно, должен четко осознавать, какие цели он преследует, рисуя на жилом здании. Он не должен касаться каких-то агрессивных тем. Потому что его работу будут видеть как взрослые, так и дети. Если хочется изобразить что-то жесткое, можно сделать это и в галерее. Если на выставку придут посетители, это будет их осознанный выбор. А заставлять людей смотреть на работу, несущую агрессию или оскорбления… я против этого.
У райтеров существует некое профессиональное сообщество, которое может осудить художника за неуместный рисунок?
– Лично я не считаю себя вправе кого-либо осуждать. Каждый рисующий человек должен на сто процентов понимать, что он делает, контролировать свои руки и мысли. Он единственный в ответе на свою работу. Я занимаюсь своим делом, и полностью отвечаю за него. В моих рисунках нет никаких оскорблений.
Мне кажется, что в последнее время наблюдается взаимообогащение разных направлений творчества, когда, например, фестиваль граффити проходит вместе с рок-концертом и турниром по скейтбордингу.
– Похоже на то. Ты слышишь, в сопровождение моей выставки играет музыка. Дело в том, что я пришел в граффити через хип-хоп культуру. Я познакомился с ребятами, которые рисовали на улицах. Мне стало это очень интересно. Одновременно я учился в художественном училище. Подобные выставки – это результат моего классического образования и увлечения уличными рисунками. В такой атмосфере и рождаются мои холсты.
Ты продолжаешь заниматься живописью в классическом понимании?
– Я очень редко делаю классические работы на заказ. Просто я нашел себя, нашел свой стиль, и пытаюсь его развивать. Мне не хочется повторять за кем-то. Сама по себе классика вечна. Я с огромным уважением отношусь к художникам-классикам, они большие молодцы. Я не рисую так, как они, но я впитываю энергетику их работ.
Как рождается идея для работы? Ты идешь мимо какого-то забора и представляешь, что на нем должна быть изображена женщина или сова…
– Так оно и есть на самом деле. Все очень спонтанно. Предметы вдохновения могут быть совершенно разными. Грубо говоря, мы беседуем сейчас, я смотрю на твой диктофон. В этот момент у меня может перемкнуть в голове, и я пойду, набросаю какой-то эскиз. Все, что угодно может подействовать таким образом – явление природы, знакомство с новым человеком, фильм, книга, журнал… Больше всего вдохновения я получаю от общения с людьми. Все люди разные, я много езжу, знакомлюсь, узнаю что-то новое.
Сюжет рисунка продумывается заранее?
– Это зависит от настроения. Настроение создает все, что есть вокруг.
Существуют ли состязания творческого мастерства среди райтеров, в которых ты принимал бы участие?
– Я почти не участвую в них. Чаще меня приглашают судить такие соревнования или давать мастер-классы. Не сказать, что я перерос уровень турниров. Но меня перестала интересовать конкуренция, соревновательная часть.
Твои работы не оставляют ощущения, что тебе нужно кому-то что-то доказывать. Хотя я и не могу дать оценку, как специалист.
– Спасибо.
*Автор фотографий из скейтпарка – Данила Фатин
Источник