РСИ: В 2013 году возможно дальнейшее повышение роста цен на бензин
- Категория: Бизнес
- Дата публикации: 24.01.2013 02:22
Повышение цен на бензин в начале года не ново. Если вспомнить 2010, 2011 и 2012 года, то можно отметить, что цена на бензин повышалась в начале каждого года в среднем на 1%. И в 2013 цена в начале января повысилась в среднем на 0,3%, при том, что мировые цены на нефть находятся в относительно стабильном состоянии. Повышение в начале года цен на бензин превратилось уже в «устойчивую традицию», поскольку они зависят от таких факторов как: акцизы, мировые цены на нефть, численность автопарка и уровень инфляции.
Например, с 2011 г. в России произошел рост ставок по акцизам на бензин и дизельное топливо на 29-32,6% - в зависимости от класса топлива. В 2012 году акциз в среднем повысился на 30%. С начала 2013 года на Евро-3 акциз повысился на 24% (бензин) и 36% (дизтопливо). Первое повышение акцизов, судя по всему, и находит отражение на топливном рынке. Незначительный рост цен на бензин (0,3%) объясняется тем, что с рынка постепенно выводится топливо класса Евро-3. Впрочем, с 1 июля 2013 г. повысятся акцизы для топлива классов Евро-4 и Евро-5 – в среднем на 6%, что может более сильно отразиться на ценах, что связано с более широким распространением высококачественного топлива.
Помимо роста акцизов, на повышение цен на бензин повлияла «неформальная договоренность» с Правительством РФ и крупных нефтяных компаний о заморозке цен с начала 2012 года. Поэтому на сегодняшний рост цен может оказывать влияние фактор «возвращения убытков». В начале 2012 нефтяники понесли потери в результате этих договоренностей, поскольку и конъюнктура на мировом энергетическом рынке и рост акцизов на внутреннем благоприятно влияли на рост цен, однако соглашение с Правительством удерживало стоимость топлива на АЗС на одном уровне. Впрочем, и после окончания срока действия соглашения, резкого скачка цен на внутреннем топливном рынке не произошло, поскольку это в совокупности с межсезоньем (весна-лето), могло обернуться высокой социальной напряженностью. В итоге нефтяники понесли убытки, которые они попытались компенсировать во второй половине прошлого года, и, судя, по всему, продолжат компенсировать в начале 2013 года.
Необходимо помнить о том, что в России ежегодно растет количество машин, в особенности легковых. Так, в 2010 году количество автомашин в России составляло 33,8 млн., в начале 2011 г. - 34,04 млн., а в начале 2012 года достигло 35,5 миллиона. Рост количества машин прямым образом влияет на спрос на топливо, а значит и на цены на бензин.
В целом, ввиду продолжающегося повышения акцизов, роста автомобильного парка, а также намерения нефтяных компаний все же компенсировать упущенную прибыль в первой половине 2012 года, можно ожидать устойчивого, но не резкого, роста цен на топливо и в 2013 году. Конечно, при условии сохранения стабильности на мировых рынках.