Методы борьбы с офшорами
- Категория: Бизнес
- Дата публикации: 25.01.2013 19:58
Проблема офшоров актуальна не только для России. Многие развитые страны ведут активную борьбу с офшорами, пытаясь сократить объемы средств, выводимых в зоны с более низкими налогами. Этой проблемой, в частности, занимается международная Организации экономического сотрудничества и развития – ОСЭР. Впрочем, государства и в одностороннем порядке выстраивают свою политику в отношении офшорных зон.
Сейчас борьба с офшорами для мировой экономики особенно актуальна. Многие государства для преодоления последствий кризиса 2008-2009 годов вынуждены пересматривать свою налоговую политику, и заинтересованы в сохранении налогооблагаемой базы у себя в стране. Поэтому наличие офшорных зон является для них большой проблемой.
Борьба с офшорами в Европе ведется преимущественно заключением двусторонних соглашений об обмене финансовой информацией, банковскими данными, сведениями о налогоплательщиках. Также применяются дополнительные налоговые инструменты в отношении налогоплательщиков, выводящих средства в офшоры. Однако, несмотря на определенные достижения в этом направлениями, полностью исключить офшорные зоны из финансовой карты мира пока не удается и часть мирового капитала обналичивается именно в офшорах, нанося тем самым урон национальным экономикам.
Невысокая эффективность борьбы с офшорами методами запрета вынуждает экономистов искать дополнительные инструменты. Например, Германия в прошлом году в рамках борьбы с выводом капитала из страны заключила двустороннее соглашение с Швейцарией о взимании дополнительных налогов в пользу Германии с капитала, выведенного гражданами страны в швейцарские банки. Соглашение начало действовать с начала этого года. Однако Германия сочла эти меры недостаточными, и приняла решение о повышении собственной привлекательности для налогоплательщиков. Как заявила канцлер Германии Ангела Меркель, в качестве превентивной меры по борьбе с рецессией в Германии рассматривается вопрос о снижении налоговых ставок в целях оздоровления экономики страны и стимулирования деловой активности. То есть Германия начала действовать не только кнутом, но и пряником.
И действительно, с одной стороны в офшоры утекают миллиарды долларов. Однако эффективность этих операций для самих компаний только на первый взгляд выглядит высокой. Построение схемы вывода средств, обслуживание всех операций по переводу денег, выплата налогов в офшорах – все это в итоге обходится очень дорого. В итоге в масштабах компании экономия составляет несколько процентов, что впрочем, имеет немаловажное значение.
Если взять Россию, то ставка налога на прибыль составляет 20%. На Кипре, где зарегистрировано множество российских компаний, ставка налога на прибыль составляет 10%. Однако для получения средств на Кипре необходимо: зарегистрировать компанию, а зачастую и не одну, обеспечить их функционирование, оплатить перевод средств, купить дополнительные активы на кипрее, для получения дополнительных налоговых льгот. Все это требует дополнительных расходов. В итоге экономия получается не такая уж и большая.
При борьбе с офшорами необходимо учитывать и этот момент. Поэтому только ужесточением мер в отношении компаний, выводящих свои средства в страны с низкими налоговыми ставками и сокращение возможностей по работе с офшорами, недостаточно. Более того, подобные меры, особенно касающиеся свободы движения капитала, приведут к снижению инвестиционной привлекательности российской экономики. Очевидно, что России необходим обратный эффект, поэтому, не исключено, что стоит задуматься о некотором снижении налоговых ставок, или предоставлении налоговых льгот. В итоге дельта между получением прибыли за рубежом и получением прибыли в России может значительно сократиться, что заставит компании усомниться в необходимости построения сложных схем вывода капитала из РФ. Механизм, кстати уже есть – это Особые экономические зоны. Возможно, стоит проработать развитие этого инструмента.
Кроме того, стоит отметить, что вывод капитала из страны не всегда связан с намерением компаний платить меньше налогов. Например, Кипр, который к слову, не считается офшором, является в первую очередь регионом, где собственники бизнеса получают твердые гарантии защиты себя и своего бизнеса. И это является очень весомым аргументом при принятии решения о месте регистрации головной компании. Еще одним фактором, влияющим на выбор вывода головной компании за рубеж, является удобство выхода на международные рынки капитала. На IPO проще выходить будучи компанией не российской, для иностранной биржи это прозрачнее – проще составлять и проверять финансовую отчетность. Иностранная прописка предоставляет и еще целый ряд преимуществ для работы на международных рынках. А если это позволяет еще и экономить на налогах, то выбор в пользу переноса головной компании за рубеж становится очевидным. Поэтому российским властям для борьбы с офшорами необходимо работать и в направлении повышения уровня гарантий по защите частной собственности, защите частных интересов, нужно развивать экономические механизмы, стремиться к более глубокой их интеграции в международные процессы.
Что касается пакета мер по деофшоризации российской экономики, представленного рабочей группой РАН, то на данный момент он, конечно, «сырой». Тем не менее, уже сейчас четко прослеживается его направленность – это в основном запретительные меры. Поскольку доклад президенту РФ экономисты планирует представить только весной, можно рассчитывать, что он будет более содержательным, прежде всего, в плане создания благоприятных условий для инвесторов в России. Поскольку именно это является одним из наиболее эффективных инструментов борьбы с офшорными зонами и оздоровления российской экономики.
Первый Вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова