Отмена заградительной пошлины на бензин – усугубит положение
- Категория: Бизнес
- Дата публикации: 12.02.2013 13:10
Заградительная экспортная пошлина на бензин сейчас находится на уровне 90%, была введена в мае 2011 года, в рамках борьбы с топливным кризисом на внутреннем рынке. В итоге проблема дефицита топлива, в том числе и за счет заградительной пошлины, была преодолена. Однако это является лишь локальным успехом.
На самом деле проблема производства топлива в России гораздо глубже. Прежде всего это инфраструктурная проблема. Средняя глубина переработки топлива на российских НПЗ не высока - около 70%. Для сравнения, в Европе этот показатель составляет 85-93%. В итоге более дешевый и менее качественный российский бензин востребован европейскими НПЗ. Российский бензин практически вдвое дешевле европейского, затраты на его переработку не большие, а отходы минимальны. Эти факторы и обусловили высокий спрос на российский бензин со стороны Европы. Заградительные пошлины сделали экспорт топлива в Европу низкорентабельным, однако пока не решили ключевой проблемы – низкой глубины переработки топлива на российских НПЗ.
Более того, поскольку баланс спроса-предложения на внутреннем рынке восстановлен, а экспорт топлива малоинтересен, нефтяные компании не имеют стимула для инвестирования в модернизацию НПЗ. То есть игроков рынка полностью устраивает соотношение производственных и сбытовых мощностей. Рост глубины переработки нефти на НПЗ приведет к увеличению объема производства топлива, которое будет некуда девать. Об этом и предупреждают нефтяные компании, сообщая о возможном сокращении инвестиционной программы по модернизации НПЗ, что в будущем может привести к дисбалансу спроса-предложения на топливном рынке, то есть к дефициту.
В то же время пойти на отмену заградительной пошлины правительство не может. Во-первых, это приведет к снижению поступлений в бюджет. Во-вторых, отмена заградительных пошлин снова сделает экспорт топлива в Европу более выгодным, чем реализация продукции на внутреннем рынке, что опять же грозит дефицитом.
Наиболее оптимальным решением проблемы является совместная работа правительства и нефтяных компаний по разработке механизма постепенного снижения экспортной пошлины на бензин в соответствии с ходом реализации программы по модернизации отечественных НПЗ.
Первый Вице-президент Российского союза инженеров, Иван Андриевский