РСИ: Рост тарифов ЖКХ должен быть обоснован
- Категория: Бизнес
- Дата публикации: 07.03.2013 18:53
Премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил своему заместителю Дмитрию Козаку принять меры по ограничению роста среднегодовых тарифов на коммунальные услуги в пределах 6 процентов в 2013 году. Поручение опубликовано в четверг, 7 марта, на сайте правительства РФ.
Комментарий
Иван Андриевский, Первый Вице-президент общественной общероссийской организации «Российский союз инженеров»:
Работа по осуществлению конкретных шагов в сфере снижения роста тарифов на услуги ЖКХ началась 25 февраля текущего года, когда в ходе совещания президент РФ Владимир Путин выразил возмущение ростом тарифов в ряде регионов на 200 и более процентов. Тогда же им было сообщено, что в отношении чиновников, допустивших такой произвол, будут предприняты ответные меры.
Как и следовало ожидать, за прошедшие две недели произошел целый ряд отставок чиновников, отвечавших за отрасль ЖКХ. В течение нескольких дней после совещания своих постов лишились министр энергетики и ЖКХ Мурманской области Геннадий Микичура и министр регионального развития Республики Алтай Юрий Сорокин - в ряде муниципалитетов этих субъектов федерации повышение составило 225 процентов. Вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Козырев подал в отставку самостоятельно. Было множество и других, менее громких кадровых решений.
Уже 7 марта премьер-министр Дмитрий Медведев поручил своему заместителю Дмитрию Козаку принять меры по ограничению роста среднегодовых тарифов, их увеличение в 2013 году не должно превышать порога в 6 процентов. Эта же цифра ранее была озвучена президентом РФ. Премьер-министр определил сжатые сроки для выполнения своего поручения - все решения должны быть приняты до 25 марта. Таким образом, в течение ровно одного месяца с момента критики президентом отрасль ЖКХ будет переведена под жесткий контроль государства.
Российский союз инженеров поддерживает стремление властей к формированию социально-ориентированной политики ценообразования в отрасли ЖКХ, это является важной частью мер, направленных на улучшение качества жизни населения и повышение его благосостояния. Известно, что в стране по-прежнему достаточно большое число граждан с низким достатком, сокращение роста тарифов приведет к существенному снижению нагрузки на семейные бюджеты. Несмотря на то, что имеются исключения для муниципальных образований с преобладанием платы за электроэнергию и газ, там рост может достигать 15 процентов, в общей сложности темпы роста финансовой нагрузки на население сократятся. В последующие годы предельный порог для роста тарифов может увеличиваться в зависимости от экономической обстановки, уровня инфляции и иных объективных факторов, но эти изменения будут возможны лишь в незначительных пределах.
В целом, рост тарифов действительно допустим, однако должен иметь под собой реальные основания. С одной стороны, основания есть – это высокий уровень износа инфраструктуры ЖКХ. Общий износ сетей в России оценивается примерно в 70%, а в отдельных регионах сети просто перестали устойчиво функционировать. Все это выливается в аварии и ЧП в сфере ЖКХ. Помимо аварийности высокая степень износа инженерных коммуникаций ведет и к существенному снижению эффективности работы сете – потерям воды, тепла электричества в производства и транспортировки до потребителей. Так, суммарные потери в тепловых сетях достигают 30% произведенной тепловой энергии. Потери, связанные с утечками теплоносителя из-за коррозии труб составляют 10-15%. Ветхое состояние тепловых и электрических сетей становится причиной отключения теплоснабжения домов в зимний период. Утечки и неучтенный расход воды при транспортировке в системах водоснабжения в ряде городов достигают 60%.
Очевидно, что основания для ростов тарифов ЖКХ весьма существенные – инженерные коммуникации требуют вложений. Однако если посмотреть, то за последние 12 лет тарифы ЖКХ выросли очень существенно. Стоимость услуг по эксплуатации домов с 2001 по 2013 год увеличилась более чем в 15 раз, отопление и холодная вода подорожали в более чем в 14 раз, стоимость горячего водоснабжения – почти в 19 раз. То есть темпы роста тарифов были весьма значительны. Однако к существенному улучшению качества этих услуг это не привело: перебои с горячим водоснабжением, электроэнергией, периодические аварии на инженерных сетях – это обычная практика и сегодня. То есть пока совершенно не ясно, куда уходят средства, полученные коммунальщиками от населения.
Поэтому ключевым фактором повышения тарифов должна стать прозрачность этого повышения. Не исключено, что сохранение социальной стабильности возможно и при более высоких, чем указанные 6 процентов, темпах роста тарифов ЖКХ. Однако для этого необходимо, чтобы население чувствовало и рост качества услуг ЖКХ.
Электроэнергию и газ население должно получать без перебоев, холодная вода должна быть надлежащего качества, а температура горячей соответствовать принятым нормам. Безусловно, аварии могут случаться по причинам, не зависящим от коммунальщиков, однако они должны быстро ликвидироваться. Если повышение предельного порога будет сопровождаться обновлением материально-технической базы ЖКХ, регламентные работы будут осуществляться добросовестным образом, а коммуникации обновляться, это повышение будет восприниматься населением довольно лояльно. Для этого необходимо проведение специальных мероприятий, внедрение информационных систем, обращаясь к которым потребители услуг смогли бы контролировать отрасль. Не будет лишним и осуществление централизованной системы сбора информации о наиболее проблемных участках, благодаря которой по результатам жалоб граждан будут расставляться приоритеты в проведении работ по модернизации коммуникаций, узлов и систем.