Эмиль Маркварт: Пришло время экономики знаний и экономики креатива
- Категория: Бизнес
- Дата публикации: 20.03.2013 16:20
Впрочем, круглым столом мероприятие можно было назвать постольку-поскольку. Какой-то элемент обсуждения в разговоре все же присутствовал, но, по сути, это был «вечер одного актера» – своим мнением о развитии местных территорий с аудиторией делился Эмиль Маркварт, президент Европейского клуба экспертов местного самоуправления.
Эмиль сразу признался, что не очень-то знаком с реалиями Тюменской области. «Вы не приглашали меня уже лет десять», – посетовал гость. Впрочем, этот факт не мог помешать знакомству аудитории с опытом европейских и других российских территорий, которым владеет господин Маркварт.
Эксперт начал с того, что, говоря об инвестиционной привлекательности, нельзя делать акцент только на положительной составляющей этого понятия. Конечно, «выпячивать» свои преимущества выгодно любому региону, и в России очень хорошо, по мнению Маркварта, научились это делать на всех уровнях – федеральном, региональном, муниципальном. Но, строго говоря, инвестиционная привлекательность математически выражается в разнице между инвестиционным потенциалом территории, с одной стороны, и инвестиционными рисками, с другой. Вторую часть этой формулы россияне часто игнорируют, а меж тем работа по минимизации рисков таит в себе огромные возможности для любого региона или муниципалитета. Замалчивание же сложностей создает ощущение, что их нет, что чревато системными проблемами в ближайшем будущем.
Другой важный момент – понимание тех факторов, которые влияют на инвестиционную привлекательность. По Маркварту, все факторы можно разделить на две группы – твердые и мягкие. Под твердыми факторами понимаются те, которые неизменяемы по своей сути или же изменяемы очень медленно. Это и природные характеристики региона, и инфраструктура, а также все, что связано с производством – стоимость рабочей силы и недвижимости, рынок сбыта. Это факторы наличия или отсутствия господдержки и уровень налогов.
В свою очередь, мягкие факторы – факторы околопроизводственные, субъективные, факторы общего характера, – в последнее время именно они приобретают все большее значение, замечает Эмиль Маркварт. Причина в глобализации – то есть в свободном перемещении товаров, услуг и рабочей силы. По всему миру между странами идет конкурентная борьба за ресурсы, и эта конкуренция распространяется не только на сырье. Все большую роль играют человеческие ресурсы — наличие знающих и креативных людей.
Как заметил докладчик, в мире изменился тип экономики. В последнее время мы все чаще говорим об экономике знаний, инновационной экономике, а также о креативной экономике. Сегодня это два основных направления, в которых должны все больше участвовать креативные слои населения, молодежь. Но проблема в том, что в России мы наблюдаем так называемую «лестницу утечки кадров» – люди сначала уезжают в региональные столицы, затем в межрегиональные центры или в Москву.
Следующий этап – отъезд за рубеж. И вот, чтобы удержать жителей на своей территории, чтобы они свой потенциал планировали реализовать именно здесь, и нужно работать с мягкими факторами инвестиционной привлекательности. В качестве примера Маркварт приводит Берлин – город с очень сложной и специфической судьбой, который как единое целое начал формироваться 20 лет назад. За эти 20 лет Берлин превращается в столицу европейского масштаба, сопоставимую с Парижем, а во многих аспектах уже опережающий его и все больше приближающийся к Лондону. Это город общеевропейского масштаба.
«На чем зиждется концепция Берлина?» – спрашивает Эмиль у аудитории. И сам же отвечает: «На двух упомянутых выше направлениях. Это не промышленность, это, в первую очередь, знания и креатив. Креативный класс в Берлине оценивается на сегодня в 230 тысяч человек. Это значит, что там властями города создана соответствующая инфраструктура, которая притягивает в город человеческий капитал».
Впрочем, у Маркварта есть примеры удачного привлечения инвестиций и более мелких образований. Например, район Нойс, через реку от которого расположился самый богатый город Германии – Дюссельдорф. Нойс в настоящем – безусловный локомотив в Северной Вестфалии, которая является одним из крупнейших экономических районов Европы. Все дело в том, что в свое время Нойс очень хорошо обыграл свое географическое положение. «Они сказали, что мы тот же самый Дюссельдорф, у нас тот же рынок, вся та же инфраструктура, только в три раза дешевле. Сегодня это крупнейший логистический центр Европы, перевалочная база для японских, корейских, американских компаний», – делится Эмиль Маркварт опытом креативных немцев.
Проблема многих российских проектов в том, считает Маркварт, что роль органов местного самоуправления в последнее время сильно снизилась – благодаря российскому законодательству, которое все полномочия передает государству. Что, на взгляд докладчика, не совсем правильно.
Генрих Абрамов, управляющий директор ОАО ИПФ «Сибнефтеавтоматика», в свою очередь, видит одну из главных проблем в том, что ни один промышленный центр в России не обеспечен трудовыми ресурсами. «Рыночная экономика вымыла людей из промышленности в сервис — магазины, развлекательные центры, банки», – считает тюменец.
Гость с ним согласен и приводит в пример калужский проект создания автомобильного кластера. По темпам роста инвестиций, утверждает Маркварт, Калуга занимает первое место в стране. «То, что в Калугу придут инвестиции, было очевидно. Насытилась инвестициями Москва, потом ближнее Подмосковье, потом дальнее — которым и является Калуга», – рассказывает докладчик. Но были не просчитаны многие риски. Нынешний кластер рассчитан на более чем 20 тысяч рабочих мест, а этих рук в Калуге нет и в ближайшем будущем не появится. В итоге половина этих мест вынужденно отдана мигрантам, большинство из которых не имеют достаточной квалификации. В итоге – потеря качества, снятые с производства партии, растущее недовольство.
Так как же все-таки удерживать креативное население на малой родине? «Есть ли выработанные международной практикой механизмы развития малых и средних городов?» – интересуется член тюменского регионального отделения «Деловой России» Антон Язовских. По мнению Эмиля Маркварта, для того чтобы средний город развивался, в нем должна быть определенная культурная инфраструктура, иначе процессы миграции в более крупные города усиливаются. «Условно говоря, в среднем городе должен быть театр», – считает Маркварт. В то же время важно, чтобы в муниципалитете, в областном центре у людей была возможность получить соответствующее высшее образование. «В Чебоксарах мне хвастались, что в Чувашии великолепное среднее образование, и это действительно так. Но когда губернатор Чувашии мне рассказывает, сколько выпускников школ поступает в ведущие российские вузы в Москве и Санкт-Петербурге, у меня возникает логичный вопрос: а сколько вернулось?» – рассуждает докладчик.
Опытом развития малых городов в Тюменской области поделился Андрей Саносян, заместитель директора регионального департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства. По его словам, в ближайшие 2–3 года в Ишиме будет реализован ряд крупных проектов как в сельском хозяйстве, так и в машиностроении. В частности, во время последнего визита губернатора говорилось о том, что в Ишиме будет создан индустриальный парк на базе Ишимского моторостроительного завода.
В завершение разговора руководитель регионального отделения «Опоры России» Эдуард Омаров попросил гостя оценить инвестиционный потенциал Тюменской области, однако Эмиль Маркварт отказался, вновь сославшись на плохое знакомство с регионом. Впрочем, специально для корреспондента «Вслух о главном» такую оценку дал Эдуард Абдуллин, президент Торгово-промышленной палаты Тюменской области – организации, которая постоянно привозит в регион делегации бизнесменов из-за рубежа:
- Хорошо, что у нас есть некоторые аспекты хозяйственной деятельности, которые мы унаследовали еще с советского периода. Это, в частности, хорошо сформировавшаяся высшая школа, это среднее профессиональное образование. Мы можем готовить себе кадры сами. Не в полном объеме, но они все-таки у нас есть.
Третье — это активно развивающиеся сельское хозяйство и промышленность. Здесь нужно отметить огромную помощь правительства в вопросе развития этих сфер. Люди не только не уезжают из села, но и возвращаются туда, потому что там доступное жилье и высокая заработная плата. Если брать областной центр Тюмень, то это, конечно же, высокий уровень промышленного производства, созданный за последние шесть лет, когда производство было увеличено в два раза. Это современные инновационные предприятия, которые опять же обеспечивают цивильные условия работы и высокие заработные платы. Плюс лояльная политика власти к инвестору. То есть все благоприятствует тому, чтобы развивать здесь и свой бизнес. Ничего такого, что бы пугало инвестора потерять свои финансы, нет.
Другое дело, что есть проблемы ментального характера — европейцы со своим укладом жизни сильно отличаются от нас. Конечно, мы удалены от центра, все-таки Тюмень – это не Москва, разные часовые пояса, суровые климатические условия. Но скоро будет построен аэропорт, и, уверен, это станет большим прорывом в развитии логистической структуры региона. Если будут построены еще и другие объекты, обеспечивающие развитие бизнеса — крупные выставочные и конгрессные площади, гостиницы, которых у нас катастрофически не хватает, Центр международной торговли – через 5–10 лет у Тюмени есть все предпосылки, чтобы превратиться в крупный научный, образовательный и промышленный центр.
Источник