Обзор рынка банковских карт Тюменской области за 2012 год
- Категория: Бизнес
- Дата публикации: 21.03.2013 15:20
На протяжении последних лет наиболее динамично развивающимся платежным инструментом, предназначенным для осуществления безналичных расчетов, остаются банковские карты.
По состоянию на 1 января 2013 года на территории Тюменской области (с учетом Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов) эмиссию банковских карт российских и международных платежных систем осуществляли 13 региональных банков и 59 филиалов банков других регионов.
Количество эмитированных в регионе банковских карт увеличилось за год на 15% и составило 5956 тыс. штук. В среднем на каждого жителя приходится более одной банковской карты. В четвертом квартале 2012 года «активными» (то есть посредством которых была осуществлена как минимум одна операция) являлись 63% карт, так как не все карты, имеющиеся у держателей, используются постоянно. Это действующие, но временно не используемые карты (например, выданные как дополнительные к основной карте), «резервные» зарплатные, кредитные и другие. Такое соотношение наблюдается в течение нескольких лет.
На начало этого года на территории региона имели хождение карты 14 платежных систем. По количеству выпущенных в обращение карт лидерство традиционно принадлежит международным платежным системам VISA International – 60% и Master Card Int. – 39%. 11% карт этих платежных систем могут приниматься в устройствах, принадлежащих кредитным организациям, входящим в группу «Объединенная расчетная система» (ОРС). Продолжается вытеснение с регионального рынка карт российских платежных систем, их доля сократилась до 0,6%. Карты системы «Универсальная электронная карта» (УЭК) присутствуют в регионе только в виде эксперимента – 60 единиц.
В 2012 году с применением платежных карт было совершено более 207 млн сделок на сумму более 956 млрд рублей. Прирост количества и суммы операций за отчетный год составил 27% и 24% соответственно.
Расширение кредитными организациями спектра платежных услуг через банкоматы, возможностей дистанционных сервисов, таких как «Мобильный банкинг», привело к увеличению доли платежей за товары (работы, услуги) до 51% (106 млн сделок) в общем количестве операций, осуществленных с помощью карт. Удельный вес суммы таких операций вырос до 14% (129,4 млрд рублей). Средняя сумма одной безналичной операции в торгово-сервисной сети составила 1220 рублей, в то время как наличных денег за один раз выдается в среднем 8130 рублей.
Основное количество банковских карт, эмитированных на территории региона, выпущено в рамках «зарплатных проектов». В связи с этим, а также в силу других факторов – недостаточной развитости инфраструктуры, боязни мошенничества, отсутствия навыков использования, привычки пользования наличными и пр. – основной объем операций по-прежнему приходится на получение наличных денежных средств. В 2012 году доля таких операций в общей массе составила 49%, или 101,7 млн, по количеству и 87%, или 827,2 млрд, рублей по объему.
Рост количества и объема безналичных платежей происходил не только за счет увеличения количества эмитированных банковских карт, во многом он был обусловлен динамичным развитием инфраструктуры и новациями в сфере платежных технологий, связанными с расширением спектра банковских услуг, предоставляемых с их использованием. Количество банкоматов, предназначенных для выдачи наличных, увеличилось на 7%, до 4925 единиц, количество электронных терминалов, предназначенных для оплаты товаров и услуг – на 29%, до 34920 единиц.
В прошедшем году отмечен активный рост сегмента кредитных банковских карт. Их количество выросло за год на 74% и превысило 427 тыс. штук. При помощи кредитных карт было совершено 9,5 млн операций на сумму более 30 млрд рублей, что в 2,5 раза больше по количеству и в 2 раза – по сумме, чем за 2011 год. 43% объема этих операций (почти 13 млрд рублей) пришлось на безналичные сделки, остальные операции совершались с целью получения наличных денег, несмотря на то, что обычно такие операции удорожают стоимость кредита, так как в этом случае банками взимается дополнительная комиссия в размере не менее 3%.
Выбор потребителей в пользу наличных или безналичных средств платежа зависит от качества предоставляемых платежных услуг с точки зрения их удобства, эффективности, надежности. Поэтому кредитные организации региона повышают привлекательность своих продуктов, расширяя спектр предоставляемых услуг, переходя на новые технологии проведения расчетов.
Источник