Жежеленко: выигрывает тот, кто находит место на рынке и быстро перестраивается
- Категория: Бизнес
- Дата публикации: 08.04.2013 15:11
Но заводы и комбинаты, большие и малые, продолжают жить, трудиться и развиваться. С большим трудом удалось застать в рабочем кабинете генерального директора завода «Электрон», председателя Ассоциации машиностроителей Тюменской области Владимира Жежеленко. С ним мы и говорили о судьбах отечественного машиностроения.
Владимир Владимирович, охотно ли предприятия вступают в ассоциацию?
- Сегодня в ассоциации - 21 член, и надеемся список еще расширится. Хотя это процесс сегодня сложный. Потому что у нас происходит передел собственности. Многие предприятия поменяли собственника. Собственник, как правило, это большие холдинги, в основном московские, и они не всегда видят смысл ассоциации. Хотя, наши ведущие предприятия Нефтемаш, Сибнефтемаш, Сибнефтеавтоматика являются активными членами ассоциации. Вроде бы бывает и так, что менеджемент «за» работу в ассоциации, но надо согласовать с собственником. Что собственно сегодня и происходит, в частности с предприятиями с иностранным участием.
Владимир Владимирович, ассоциация – это общественная организация. Какие рычаги влияния на ситуацию она сегодня имеет?
- Сегодня нет такого понятия как добровольная общественная организация. Мы регистрируемся сейчас как некоммерческое объединение. И я везде повторяю, что ассоциация – это не министерство машиностроения. Мы только обобщаем тенденции, которые есть в отрасли. Может быть, какие-то вопросы заостряем, общаемся друг с другом, помогаем. Есть определенные кооперации, которые лучше получаются, если мы все знакомы. Что касается наших отраслевых проблем, которые лучше решать сообща, то они лежат на поверхности - проблемы связанные с инвестиционным климатом, с налоговой нагрузкой – это касается всех нас. Могу однозначно сказать, что машиностроительный комплекс несет на себе самую большую налоговую нагрузку. Ну, во-первых, потому что здесь все прозрачно. Здесь все понятно и ясно: вот оно производство, вот она зарплата, вот он выпуск. А это все налоги, налоги и налоги. Весь теневой сектор, который не платит белую зарплату, или не обременен такими зданиями и сооружениями, как это у нас, конечно, имеют конкурентное преимущество.
- Конечно. Что касается господдержки, то эта программа в Тюменской области очень широкая - там более 50 пунктов господдержки. В основном, наши предприятия получают господдержку в виде дотаций или компенсации затрат по ряду статей. Первое – самое наверное емкое – это лизинговые платежи, по которым происходит компенсация как первого взноса, так и текущих платежей. Второй вид поддержки, это компенсация части затрат по мероприятиям по энергосбережению. Затем, компенсация части затрат по выставкам. Это тоже достаточно большие выплаты. Часть затрат по сертификации.
И вторая степень господдержки, которая существенно помогает нам продвигать продукцию, это выплаты компенсации в размере 8% уплаченного НДПИ для нефтяных предприятий, которые получают продукцию машиностроения с юга Тюменской области. Всего выпущено продукции почти на 4 млрд рублей – на нее были затребованы документы на получение льготы, которые составили около 300 млн рублей. Очень бы хотелось, чтобы эта мера господдержки, сохранялась. Она существенно помогает особенно при тендерах в ТНК и Сургутнефтегазе. Практически нивелирует те преимущества географического положения, связанные не с транспортом, а с более низким уровнем заработной платы, которые есть у наших конкурентов.
Одно из самых значимых экономических событий последних дней – это поглощение ТНК Роснефтью. Как это скажется на работе тюменских машиностроителей?
- Вопрос серьезный. Сейчас у нас на заводе «Электрон», на других предприятиях, пошли задержки по оплатам заказов ТНК. Имеет место некоторая временная потеря управления. Все те контрактные наши агенты доверенности свои утратили, новых доверенностей пока нет. Как сейчас будет происходить – или в территориальных центрах, которые здесь ТНК создавала, или это будет опять централизовано, как это в Роснефти, сказать трудно. Но опасаемся того, что будет Роснефть противиться тому, чтобы перенести тот порядок работы, который областная администрация выстроила за годы работы с ТНК. У нас очень прозрачные отношения были, и существовала конфликтная комиссия, где все вопросы разбирались - и система закупа позволяла в прозрачную играть. Мы годы шли к отлаженному механизму оплаты с ТНК. Нельзя допустить, чтобы с 30 дней нас обратно вводили в 60-90 дней отсрочки. Этого опасаемся.
Недавняя проблема всех российских предприятий - это кадровая проблема.
- В последнее время многое изменилось в том плане, опять же с подачи правительства области. Система образования повернулась к реальному сектору экономики. Сегодня уже никто не скажет, что первоочередные у нас потребности в юристах и экономистах. Система образования – она сложная. Человек учится пять лет. А за пять лет у нас по два кризиса бывает. И ориентиры меняются с точностью до наоборот. Сегодня на мой взгляд, вектор для развития образования государством задан верный – на развитие профтехобразования. Среднетехническое образование, которое позволяет иметь высококвалифицированных специалистов, так и рабочих. Сегодня мало просто говорить о создании рабочих мест. Выиграет тот, у кого будет самое высокотехнологичное оборудование, а оно требует высокой квалификации, а следовательно меняется и качество этих самых рабочих мест. Пусть меньше численность рабочих будет, но без такого оборудования мы работать уже не сможем. Упор сделан правильный и результаты будут. И в обществе настроение изменилось - много лет подряд никто не выбирал в качестве основных экзаменов физику и математику.
У нас большинство ведущих предприятий нефтяного машиностроения в основном, объемы производства с 2008, кризисного года и восстановили и нарастили. В этом году в области должно заработать порядка 12 предприятий именно машиностроительного спектра. Это дело не мертвое, живое. Выигрывает тот, кто находит место на рынке и быстро перестраивается.
Источник