Ольга Езикеева: Никто из предпринимателей не должен чувствовать себя брошенным
- Категория: Бизнес
- Дата публикации: 17.07.2013 12:56
Члены совета, в состав которого вошли директор Инвестагентства Ольга Езикева, президент Торгово-промышленной палаты Тюменской области Эдуард Абдуллин, заместитель директора департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Андрей Саносян, заместитель председателя правления СБРР Ольга Калюжная, заместитель начальника управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области Антон Машуков, заместитель председателя тюменского регионального отделения ООО «Деловая Россия» Мурат Нурпеисов и другие высокопоставленные представители правительственных, общественных и бизнес-организаций, рассмотрели 27 проектов общей стоимостью 627 млн рублей, реализация которых поможет создать в области более 300 рабочих мест. Примечательно, что из общего числа проектов только 3 планируется реализовать в Тюмени – остальные заявки пришли из муниципалитетов региона.
Открывая заседание, Ольга Езикеева отметила, что таким образом выполняется данное предпринимателям обещание, что подобные советы станут публичными. Следующим шагом, по словам главы Инвестагентства, станет приглашение на экспертный совет самих предпринимателей.
Большая часть заявок была одобрена к финансированию и сопровождению Инвестиционным агентством. Так, свою поддержку получат проекты по строительству кафе в Казанском и Ишимском районах, проект по модернизации кирпичного цеха в Ялуторовске. Однако некоторые заявки были отклонены. В частности, у членов экспертного совета вызвал вопрос проект создания в Интернете информационного строительного портала, под который неожиданно потребовалась земля в Тюмени под рекламные баннеры. Другая причина отказа – слишком большие риски при отсутствии финансовых гарантий, как и у проекта строительства козоводческой фермы в Тюменском районе, стоимостью 286 млн рублей.
По окончании заседания на вопросы журналистов о работе совета и Инвестиционного агентства ответила Ольга Езикеева:
- Как часто поступают заявки и как часто собирается экспертный совет?
- Заявки поступают в онлайн-режиме каждый день. Если, скажем, за неделю набирается две-три заявки, то мы проводим экспертный совет заочно, рассылая информацию всем участникам. Таким образом предпринимателю не приходится долго ждать решения по ней. Но если, как сегодня, сразу скапливается большое количество заявок, мы проводим очный совет.
- Много ли заявок отсеивается на подобных советах?
- Много. Но еще больше заявок утверждается. Отсеиваем, если видим, что заявка представляет собой «прожектерство», когда налицо желание взять тот же земельный участок на перепродажу. Другой момент — когда люди недооценивают риски. Здесь очень важно человеку объяснить, почему у него не получится, как уменьшить риски, например, разбив проект на части. Кроме того, некоторые проекты, даже если они не подлежат финансированию у нас, мы сразу же передаем банкам и контролируем, чтобы они их рассмотрели. К примеру, человек хочет купить экскаватор — какой это инвестпроект? Никакой. Но мы не можем просто так его оставить. И мы идем с предпринимателем в два-три банка, добиваемся, чтобы банк предложил ему хорошие условия. Я считаю, что единственно правильная позиция, которую Инвестиционное агентство может сегодня занимать — никто из предпринимателей не должен чувствовать себя брошенным.
- Какова технология поддержки? Под какой процент даются займы?
- Сегодня у нас существует несколько программ для поддержки предпринимательства. Первая — инвестиционные займы, которые даются под ставку рефинансирования — 8%. Вторая — программа микрокредитования под 10% годовых. Третья – программа «Гарантийный фонд», где мы выступаем поручителем на 50%. И программа МСП-банка, которая предполагает займы от 10 до 150 млн рублей под 12,5% годовых на срок до 7 лет. Но последняя программа, как видно по размеру кредитов, больше нацелена уже на средний бизнес.
- Существует ли типичный портрет предпринимателя, который заявляется на финансирование?
- Как такового портрета нет. Заявляются люди всех возрастов и полов. Могу сказать, что молодежь до 30 лет составляет около 30% заявителей.
- Если на совете предпринимателю сказали «да» – это уже окончательное решение?
- Это окончательное решение в части сопровождения — мы берем проект и проходим с ним весь трудный путь. Если же говорить о финансировании, то здесь предприниматель должен будет предоставить нам определенный пакет финансовых документов, на основании которых мы будем принимать решение. Нужно понимать, что все выдаваемые нами средства — возвратные, потом они направляются на следующие проекты. Если кто-то не вернет нам деньги — вся система может разрушиться, а мы не можем себе этого позволить.
- Сколько уже проектов вы успели рассмотреть?
- Совет существует с марта. За это время нами рассмотрено 128 заявок, без учета сегодняшних 27.
- Можете ли выделить основные тенденции развития бизнеса в Тюменской области в последнее время?
- Доминанта, на мой взгляд, это развитие малого бизнеса. Малые предприятия, как показывает практика, более живучие. Ведь крупный бизнес сопряжен с большими рисками, а малое предпринимательство мобильнее и подвижнее. Еще одна тенденция сегодняшнего дня – предприниматели стали больше обращать внимание на производство. За этим будущее. Например, все продукты питания, которые сегодня производятся малым бизнесом в Тюменской области, мы потребляем сами. Им даже нет нужды продавать их за пределы региона. Впрочем, развиваются и услуги, все-таки муниципальные районы области, в отличие от Тюмени, ими не насыщены. Сейчас это направление активно растет, что опять же говорит о том, что уровень жизни населения высок, что людям нужно качество услуг. И вообще, если мы хотим, чтобы молодежь оставалась в районах, там нужно полностью закрыть потребности населения в плане товаров и услуг. Отдельно бы хотелось выделить еще один тренд — услуги для детей, что очень важно. Например, мы совсем недавно профинансировали частный детский сад — через две недели после открытия он заполнен на 80%. С учетом вышесказанного, мы для себя формулируем следующую задачу — разговаривать с крупными застройщиками, чтобы они при строительстве сразу планировали места для малого бизнеса, под детские сады, парикмахерские, спортивные комплексы. Все-таки в месте проживания большого количества людей малому бизнесу самое место.
Источник