Рейтинг эффективности управления: взгляд со стороны
- Категория: Бизнес
- Дата публикации: 12.12.2013 23:19
«Эффективность экономического управления»
Год назад министр финансов России Антон Силуанов предложил ввести целевой показатель для оценки деятельности губернаторов по росту валового регионального продукта от 5% в год и более. Такое предложение он озвучил на заседании Госсовета. В 2012 году ВРП в Тюменской области превысил 640 млрд рублей. В этом году прирост ВРП ожидается на уровне 7%. На протяжении трех последних лет показатель валового регионального продукта прирастал на 11% ежегодно, несмотря на то, что как раз в эти годы планомерно снижалась федеральная компенсация за изъятый налог на добычу полезных ископаемых. Индекс промышленного производства растет на 18% в год. С 2006 года он вырос ровно в два раза.
Индекс промышленного производства в 2012 году в регионе составил 118,5%. Количество субъектов предпринимательской деятельности также выросло вдвое. Соотношение инвестиций в основной капитал и ВРП составляет 27%. Для правительства Тюменской области основной интерес представляет развитие индустрии. В этом году в Тюменской области открывается 15 новых промышленных производств. Пять созданы компаниями с иностранным капиталом. Завод «УГМК-Сталь» ознаменовал своим появлением рождение новой для региона отрасли — металлургии. «Тобольск-Полимер» — якорь для развития в Тюменской области нефтегазохимии.
Агропромышленный комплекс Тюменской области полностью обеспечен зерном, картофелем, кормами для нужд животноводства. Причем урожайность картофеля в регионе на 20% выше среднероссийского показателя. Несмотря на то, что Тюменская область находится в зоне рискованного земледелия, по показателю урожайности обгоняет традиционных лидеров, таких как Чувашия. Пока регион занимает низкое место в рейтинге урожайности рапса и сои. В правительстве региона видят в этом огромный потенциал. Еще одно перспективное направление в сфере агропрома — развитие рыбохозяйственного комплекса Обь-Иртышского речного бассейна.
«Улучшение инвестиционного климата»
Объем инвестиций в основной капитал в 2012 году составил 5 млрд евро. Правительство Тюменской области гарантирует сопровождение инвестиционных проектов в ручном режиме. Действующая программа привлечения инвестиций департамента инвестиционной политики и господдержки предпринимательства Тюменской области предполагает существенные налоговые послабления. В частности, снижение региональной части налога на прибыль на 4%, снижение ставки налога на имущество, льготы по земельному и транспортному налогам. Инвесторам возмещается часть затрат на инфраструктурно-инженерное обустройство, а нефтегазовым компаниям еще и процент от стоимости оборудования.
Буквально с каждым инвестором персонально решается один из самых проблемных вопросов — технического присоединения к энергосетям. Как отмечает председатель Тюменской областной думы Сергей Корепанов, в регионе по-прежнему звучат вопросы о целесообразности предоставления чрезмерной поддержки бизнесу. Но результаты опровергают все сомнения в правильности избранной инвестиционной стратегии. Каждый бюджетный рубль, потраченный на поддержку инвесторов, в 2012 году вернул в казну 2,7 рубля. В связи с этим в правительстве поддержку инвесторов предпочитают называть не «помощью», а «партнерством», существенно упрощающим ведение бизнеса.
В Тюменской области в интересах бизнеса учрежден институт регионального уполномоченного по правам предпринимателей, который возглавила Лариса Невидайло. Тюменская область, по словам омбудсмена, — одна из самых благополучных территорий с точки зрения безопасности ведения бизнеса. Основа этой безопасности — тесное взаимодействие бизнеса, представителей органов власти и контрольно-надзорных органов. В целом в стране с момента учреждения института уполномоченных по правам предпринимателей со стороны безнеса омбудсменам направлено около тысячи обращений. На Тюменскую область из общего числа приходится лишь 0,1%.
«Эффективность бюджетной политики»
Законодательная база Тюменской области полностью обеспечивает реализацию полномочий органов государственной и муниципальной власти. С начала 2000-х годов разработаны и приняты законы области, в основу которых был заложен программно-целевой метод, а бюджетное финансирование ориентировано на достижение конкретных результатов. Суть метода бюджетирования, ориентированного на результат, в рамках программно-целевого метода сводится к четкому пониманию — на что расходуются государственные средства и чего общество ждет от этого в итоге. Первым этапом региональной реформы стал переход на казначейскую систему исполнения бюджета.
Затем прошло внедрение нормативного планирования, реформирование бюджетного сектора, переход к среднесрочному планированию финансовых показателей и более тщательной оценке принимаемых областных целевых программ, утвержден план мероприятий по реформированию бюджетного процесса в Тюменской области. Разработана система сбалансированных показателей деятельности органов исполнительной власти, порядок планирования бюджетных инвестиций с учетом показателей бюджетной эффективности, общественной значимости и полезности и порядок эффективности реализации областных целевых программ. Как уже упоминалось, их 36.
Органы исполнительной власти ежегодно составляют отчет о реализации целевых программ, в том числе о достижении показателей, определенных программами. Постепенно на программное планирование переходят и муниципалитеты. В частности, бюджет областного центра на 2014 год и плановый период до 2016 года является программным. Отчет об исполнении бюджета будет выглядеть несколько по-другому, это будет уже отчет о достижении тех или иных показателей и выполнении тех или иных мероприятий или муниципальных программ. Такой подход себя полностью оправдывает и признается эффективным в том числе и на уровне Федерации.
Все вместе На седьмом месте
Эффективность экономического управления, улучшение инвестиционного климата, эффективность бюджетной политики, о чем шла речь выше, – три показателя, которые легли в основу финансово-экономической части рейтинга эффективности управления в субъектах Российской Федерации в 2013 году. Список составило агентство политических и экономических коммуникаций лаборатории региональных политических исследований Высшей школы экономики. Это аналитический продукт, основанный на синтезе экспертных оценок и специальным образом обработанных статистических данных. В нем даны оценки эффективности региональной власти на ноябрь 2013 года.
Весь рейтинг делится на три блока — политико-управленческий, социальный и финансово-экономический. Каждый из этих блоков делится еще на несколько направлений. Итоговый рейтинг представляет собой обобщение всей проанализированной информации. В рейтинге оценивается деятельность региональной исполнительной власти и ныне действующих высших должностных лиц субъектов России. В этой связи использовались только те данные, которые имеют отношение к действующему руководителю региона, и по этой причине рейтинг показывает эффективность его работы, а также работы возглавляемого им органа исполнительной власти региона.
Губернатор Тюменской области Владимир Якушев занимает в общем топе седьмое место, что, в общем, вполне достойно, но экономический блок оказался провален. В этом блоке глава региона делит 27–30 место с губернаторами Владимирской и Саратовской области, а также Ямало-Ненецкого автономного округа. Тюменскую область в экономическом блоке рейтинга уверенно опережают, к примеру, Псковская, Воронежская и Мурманская области, а возглавляют рейтинг Краснодарский край, Москва и Татарстан. Особенно низко регион оценен по параметру «Эффективность экономического управления». Между тем, вклад губернатора в экономическое развитие ограничен внешними факторами (НДПИ!).
А толку?
Как отмечает социолог Лев Березин, все рейтинги нужно оценивать с известной долей скепсиса. «Это все достаточно условно. Не надо ни отчаиваться, ни испытывать особые восторги. Отдельные сегменты рейтинга достаточно уязвимы для критики. Наиболее спорный — экономический блок, по всей видимости, основанный на мнении людей не совсем информированных. Низкий рейтинг инвестиционной активности правительства для меня удивителен. За пять лет накоплено более триллиона прямых инвестиций. В удельном выражении никакие другие регионы таких цифр не имеют», – говорит Лев Березин. К слову, в списке 80 экспертов ВШЭ ни одного тюменца не оказалось.
Экономический рост в регионе подтверждают и денежные доходы населения. Номинальная начисленная заработная плата в 2013 году составила 30,5 тысяч рублей и на 11,5% превысила уровень 2012 года. Об этом сообщил первый заместитель председателя Тюменской областной думы Андрей Артюхов. По его словам, задачу президента России по повышению зарплат в Тюменской области выполнили. Хотя далеко не все субъекты Российской Федерации справились с ней. Кроме того, в бюджете Тюменской области заложено еще повышение зарплат для работников бюджетной сферы: в 1,5 раза для педагогов, в 1,8 — для медиков и в 2,4 — для работников культуры.
Сам Владимир Якушев убежден, что не все рейтинги полезны для оценки ситуации в регионе. «Рейтингов становится все больше и больше, – отмечает губернатор, – иногда они действительно очень серьезные». По мнению губернатора, есть рейтинги, которые помогают, потому что они дают возможность увидеть, на каком месте регион находится по отношению к другим субъектам РФ, что в регионе хорошо и что плохо. В результате делаются соответствующие выводы и принимаются управленческие решения. «Сегодня мы уже понимаем, на какие рейтинги стоит реагировать, а на какие — нет», – отмечает глава тюменского региона.
На мой взгляд, рейтинг Высшей школы экономики, наряду с исследованиями Министерства экономического развития, наиболее объективный из всех существующих. И в целом характеризует сложившуюся в стране ситуацию. Однако слабым местом этого рейтинга является то, что не учтены разные стартовые условия по большинству пунктов оценки и отсутствие взгляда «изнутри».
Источник