Геннадий Чеботарев: образ местного самоуправления пока далек от действительности
- Категория: Губернатор
- Дата публикации: 19.03.2013 16:04
Об этом заявил президент Тюменского государственного университета Геннадий Чеботарев на двенадцатых «Губернаторских чтениях».
В Конституции РФ, по мнению большинства экспертов, заложена как раз модель общественной теории самоуправления, отметил Геннадий Чеботарев. В статье 130 четко говорится о местном самоуправлении, где во главу поставлены органы местного самоуправления, которые самостоятельно управляют муниципальной собственностью. Это вовсе не исключает участие населения в принятии решений. Местное самоуправление осуществляется путем референдумов, выборов и других форм волеизъявлений через выборные и другие органы местного самоуправления.
«Можно согласиться с одним из авторов Конституции, профессором Сергеем Шахраем, который справедливо отмечает, что основной закон создавался как образ желаемого будущего, а не как отражение ситуации, сложившейся в момент его принятия. И наряду с общей картиной в Конституции представлен образ желаемого будущего местного самоуправления. Соответствует ли сегодняшняя действительность этому конституционному образу? Я считаю, что нет», - сказал Геннадий Чеботарев.
К такому выводу, по его словам, приходят и ряд других ученых в результате проведенных фундаментальных исследований особенности российской модели местного самоуправления и путей ее совершенствования. И прежде вопрос касается провозглашенной Конституцией самостоятельности местного самоуправления, которая последнее время минимизирована такими правовыми инновациями, как внедрение организационной модели сити-менеджеров в 40 субъектах Российской Федерации, а также права инициирования высшим должностным лицом органа госвласти удаления в отставку мэра за неисполнение полномочий по решению вопросов местного значения.
«И в первом, и во втором случае допускаемое федеральным законом вмешательство органов госвласти в компетенции местного самоуправления, на мой взгляд, не совсем соответствует статье 12 Конституции, устанавливающей, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно», - отметил Геннадий Чеботарев.
Кроме того, докладчик обратил внимание присутствующих на то, что собственных средств у муниципалитетов недостаточно на решение тех 14 закрепленных за ними полномочий. И, по данным Минфина, основную долю в формировании доходной части большинства муниципальных образований составляют межбюджетные трансферты. Меры это вынужденные, поскольку доходы местных бюджетов не позволяют в полном объеме выполнять возложенные на органы местного самоуправления полномочия. Например, в бюджете города Тюмени на 2012 год объем межбюджетных трансфертов, получаемых из вышестоящего бюджета, составляет 8 млрд 683 млн 584 тыс. рублей, то есть более 50%. Соответственно органы местного самоуправления выполняют полномочия под контролем органов госвласти, выделивших эти финансовые ресурсы.
«Анализ теории местного самоуправления и практики реализации той общей модели, которая заложена в Конституции РФ, позволила ряду ученых обосновать выводы о том, что в современных условиях положения общественной теории местного самоуправления не реализованы на практике и очень трудно прогнозировать, что в ближайшем будущем будут реализованы. Образ местного самоуправления, созданный Конституцией РФ и отражающий идиллическую модель самоуправления, так и не стал реальной действительностью».
Источник