Во что играли дети в прошлые века
- Категория: Общество
- Дата публикации: 05.06.2012 18:49
Выставку «На детской половине» создала Ирина Зевайкина. Для нее это дебютная работа. И надо отметить, что первый блин не вышел комом.
Автор объединила в небольшом зале французские, немецкие и советские игрушки за период с конца XIX века до 80-х годов XX века. Большая часть экспонатов – из фондов музейного комплекса, пять кукол предоставил Тюменский музей-галерея авторских кукол и игрушек.
Экспозиция показывает, какими куклами и грузовиками играли дети разных стран в разное время, и, что немаловажно, позволяет окунуться в детство. Одна из посетительниц выставки заметила на открытии: «У меня были вот такие», – показывая на пластмассовых крокодила Гену и Чебурашку.
Изначально у кукол была серьезная функция – оберегать хозяина. Франция же подарила нам куклу, с которой можно играть. В XIX веке были распространены фарфоровые куклы родом из этой страны. Они были ужасно дорогие, и тогда в Германии придумали выпускать из фарфора только головки, а туловище делали из папье-маше, дерева, ткани. Миниатюрная кукольная головка (около 2 см) была найдена на чердаке нынешнего музея «Дом Машарова». Ирина Зевайкина предполагает, что с ней могли играть дочери владельца особняка Николая Дмитриевича Машарова.
Такие куклы называют бесхарактерными. Лицо не выражает эмоций, как правило, у них широко распахнутые глаза, пышные ресницы, розовые щеки. Если на кукле платье с рюшечками, значит, это девочка, а если матросский костюм – мальчик.
К характерным куклам можно отнести трехлицую. У куклы с таким названием есть на голове винтик, с каждым поворотом которого меняется выражение лица: спит, плачет, смеется. На выставке есть две трехлицые куклы с рабочим механизмом.
Необычной может показаться кукла-перевертыш. Одна часть куклы бодрствует, а другая – спит. Секрет «куклы два в одном» уходит корнями в театральные традиции. Когда в представлении много персонажей и мало актеров и требуется быстрая смена кукол, то делают так: сверху один герой, снизу – другой.
Игрушки, прежде чем попасть на прилавок магазина, проходили множество проверок. И далеко не все из-за этого попадали в детские руки. В такой ситуации оказался пупс из папье-маше, сделанный в Тюмени в 1945 году. Считалось, что игрушка должна дарить только радость малышу, а у этой куклы слишком грустное лицо.
Делали в Тюмени и пластмассовые игрушки. Выпускал их завод «Пластмасс». По предположению автора выставки, в послевоенное время крупные заводы по производству игрушек не справлялись, приходилось этим заниматься и непрофильным предприятиям.
Есть на выставке хорошо знакомые нам персонажи, например Олимпийский мишка, и те, которые были популярны только за границей. Одним из таких является песочный человек. В сказках Андерсена он добрый, у Гофмана – злой. В разное время игрушке придавали разное значение. Например, в одной из сказок песочный человек приходил к непослушным детям, посыпал глаза песком и забирал их собой. Родители в Германии пугали им детей.
Кроме кукол, на выставке представлены животные из папье-маше (коровы и собаки на дощечке с колесами), головоломки, настольные игры, автомобили, пистолеты.
После экскурсии посетителям показывают диафильм на фильмоскопе. Современные дети уже не знают, что это такое.
Источник