О нравственном выборе тюменской буржуазии
- Категория: Общество
- Дата публикации: 09.06.2012 01:30
За первое десятилетие XX в. Тюмень заметно преобразилась. Только в период с 1900 по 1914 гг. в Тюмени появилось кирпичных и каменных строений гораздо больше, чем за все предыдущие годы.
Назовем наиболее известные и сохранившиеся из них: костел св. Иосифа (1903–1906 гг.), синагога (1911), здание городской больницы, здание городской хирургической больницы, комплекс железнодорожных зданий, казенный винный склад, городское ремесленное училище Текутьева (1911–1914 гг.), водонапорная башня, женская гимназия, гостиница Лошкомоева, гостиница Текутьева, коммерческое училище Колокольниковых, магазины Жернакова, магазин Козловой, мельница Шадриных, ночлежный дом (1903), Романовское приходское училище (1913), частная школа Колокольниковых, дом Сергеева, усадьба Шайчика, усадьба Брюханова, дом Жернакова, дом Михалева, дом Рабиновича, дом Соколовой, дом Оверштейнов, дом Панкратьева, дом Брандта, дом Чакина, дом Чираловой и др. Кроме того, была безвозвратно утеряна кирпичная мусульманская мечеть в ярмарочной местности «Табор».
Преобразования в городе, естественно не ограничивались кирпичным и каменным строительством. Были построены паровые мельницы, пакгаузы, две железнодорожные станции. Появился водопровод. Центральные улицы города обвили провода электрического освящения. На ряде улиц появились каменные и булыжные мостовые.
Наблюдался переход от лавочной к магазинной торговле. По реке стали передвигаться пароходами. В чем-то, внешне Тюмень стала напоминать Лондон, времен королевы Виктории. Конечно, тюменские нововведения возникли несколько позже английских, лет на 70, но тем не менее, город становился «бойким торгово-промышленным центром Тобольской губернии». Вместо знахарок и повивальных бабок за лечение болезни взялись врачи с дипломами о высшем образовании, хотя их было немного и городское здравоохранение постоянно испытывало нужду в образованных специалистах. В первое десятилетие XX в. в Тюмени работали 15 врачей, в том числе 7 зубных. Наиболее известными городскими врачами были И.И. Никольский, П.И. Никольский, Н.Н. Русских, А.С. Гасилов, Д.З. Ноторин, Г.И. Купенский.
На 1913 год в Тюмени были зарегистрированы 18 общественных структур. Перечислим лишь некоторые из их: общество вспомоществования ученикам реального училища (1902 г.), общество вспомоществования ученицам женской гимназии (1897), общество поддержки бедных учеников коммерческого училища Колокольниковых, общество взаимного от огня страхования движимых и недвижимых имуществ (в нем состояло 717 членов), общество поощрения коннозаводства (14 почетных членов, 48 действительных), общество приказчиков, общество правильной охоты, общество борьбы с детской смертностью, общество попечительства о народной трезвости, городской ночлежный дом. Добровольные ассоциации и клубы дореволюционной Тюмени подразумевали участие в них горожан, не по соображениям извлечения прибыли, но, прежде всего по принципу добровольности его членов. Кроме того, существовала открытость ассоциаций для новых членов и равноправие их. И, наконец, чувство принадлежности к одному кругу, одному слою, общение ради общения. Клубы – как объединения были не только «храмом праздности», но являлись важными центрами общественного развития и роста различных групп населения. Они были новыми, всесословно устроенными и локальными обществами».
Раньше, при «полном невежестве населения о культурных начинаниях и не помышляли. После трудового дня нижний слой населения находил единственное развлечение в кабаках. Теперь появилась железная дорога, передовой порт Обь-Иртышской водной системы, развитая торговая жизнь» – писал современник. Купец П.И. Подаруев скупил целый квартал домов и построил на свои средства (около 200 тыс. руб.) здание для училища. Колокольниковы открывают на свои средства коммерческое училище с правами среднего учебного заведения. А.И. Текутьев – ремесленное училище с целью образования рабочих, с технической подготовкой. Кроме того, по инициативе А.И. Текутьева была учреждена премия имени бывшего губернатора Тобольской губернии Н.Л. Гондатти в размере 3 тыс. рублей, положенных в банк, проценты от которой поступали в пользу «самого бедного из учеников, показавшего хорошее поведение и успехи в учебе». Всего же меценат передал в пользу города имущества и средств на 300 тыс. рублей.
Купец А.П. Россошных выделил на нужды города 12450 рублей. Купец I гильдии А.В. Колмаков пожертвовал 30 тыс. рублей на постройку нового здания городской богадельни. В своем обращении в городскую Думу он писал: «желая оказать посильную помощь бедному городскому населению, я, со своей стороны, покорнейше прошу Вас не отказать взять на себя труд по устройству новой богадельни, жертвую на это дело тридцать тысяч рублей. От 8 до 10 тысяч на постройку здания, а остальную сумму положить на специальный счет в общественный банк для обеспечения деятельности богадельни». Кроме того, А.В. Колмаков пожертвовал 5 тыс. руб. на постройку здания для отделения грудных детей при Владимирском сиропитательном заведении, из сумм, ранее позаимствованных у него городом.
Купец II гильдии И.Я. Платунов в завещании отписал в пользу г. Тюмени на городские нужды и пособия беднейшим жителям 3 тыс. руб. М.К. Огибенин положил в банк 1 тыс. рублей с условием перечисления процентов в пользу Владимирского сиропитательного заведения. Известнейший купец Н.И. Давыдовский, незадолго до смерти, пожертвовал на содержание богадельни 5 тыс. рублей. При этом меценат отказался от представления на звание Почетный гражданин города Тюмени, мотивируя отказ скромностью своих пожертвований. Кроме того, встречались и анонимные жертвователи, а также женщины. Так, неизвестное лицо пожертвовало на городские нужды 200 рублей, а Потомственная Почетная гражданка П.Ф. Колмогорова положив деньги в банк, пожертвовала проценты с них в своем завещании Вознесенской церковно-приходской школе – 1 тыс. руб.; Владимирскому сиропитательному заведению – 1 тыс. руб.; родильному дому – 1 тыс. рублей.
Список городских меценатов, приведенный мной, далеко не полный. Возникает закономерный вопрос, почему люди занимались благотворительностью? Ответ, кроется, видимо в социально-экономических преобразованиях, происходивших в стране. С одной стороны, росло количество бедных и безработных, бросивших свои деревни и подавшихся на заработки в город. С другой – явно просматривался цивилизационный процесс, выражавшийся в модернизации социальной жизни города. Укрепление авторитета городской Думы стимулировало возникновение в психологии горожан такого компонента гражданственности, как желание решать проблемы беднейшего слоя городского населения.
Кроме того, немаловажным мотивом являлась глубокая религиозность купцов, а именно они выступали в роли главных благотворителей. На том свете карманов нет, и все с собой не унесешь. Тот же А.И. Текутьев, являясь старостой Спасской церкви, содержал за свой счет лучший в Тюмени церковный хор. А впоследствии завещал огромные суммы на помин своей душе ряду тюменских и уральских церквей и монастырей. Известные благотворители позволили Тюмени за свой счет прогрессировать в культурном отношении. Главное же отличие меценатов в том, что они жертвовали свои капиталы, не проявляя щедрости за счет бюджета города либо губернии, развивая тем самым новый культурный код гражданского мышления. Сегодня же высокие гражданские идеалы подменяются критериями личного достатка и успеха.
В Тюмени можно выделить три основных направления локальной инициативы: 1) открытие учебных заведений, 2) открытие библиотек и читален, 3) открытие и содержание больниц, богаделен и родильных домов. Частные лица делали упор на развитие образовательной инфраструктуры и помощь наименее обеспеченных жителей города, попавших в трудную жизненную ситуацию. Аналогичная ситуация наблюдалась повсеместно в России. Фактически сложилась единая программа действий органов местного самоуправления и купечества в области народного просвещения и здравоохранения. Стремясь укрепить свое значение, многие предпринимательские семьи не только выдвигали своих депутатов в Думу, но и активно проявляли себя в общественной жизни. Но они представляли тончайший слой тюменского общества, объединенный общей позитивной деятельностью, который существовал по критериям единых для всех идеальных и материальных интересов в локально-коммунальных вопросах.
Источник