Среда, 27 Ноябрь 2024

Вы здесь: Главная Новости Общество ЕГЭ по литературе: нужно уметь рассуждать

ЕГЭ по литературе: нужно уметь рассуждать

Экзамен по литературе, который предстоит написать школьникам 16 июня, – не самый популярный предмет по выбору. Однако именно он вызывает споры — возможно ли проверить знания по этой дисциплине с помощью тестирования? Критики ЕГЭ говорят, что сам формат не позволяет оценить, разбирается ли человек в теме. Сторонники ЕГЭ отмечают, что с 2004 года, когда единый госэкзамен впервые прошел в России, тесты претерпели значительное изменение, ЕГЭ-2012 мало чем напоминает своего предшественника восьмилетней давности, сейчас вопросы и задания сформулированы корректно.
На заре ЕГЭ
Выпускникам 2004 года не повезло — на них ЕГЭ только-только начали «обкатывать». Если нынешних школьников всю среднюю школу готовили к сдаче экзаменов в таком формате, то предшественникам пришлось быть пионерами. Тогда тесты были составлены из трех частей, первая из которых предусматривала выбор правильного ответа.
На тюменском сайте для родителей, где тема ЕГЭ нашла самый живой отклик, одна из форумчанок делится своими впечатлениями от экзамена: «Я сдавала ЕГЭ в 2004 году. До сих пор помню вопрос по литературе, на котором завалились все: «Сколько шагов было от дома Раскольникова до дома старухи?» Ну кто обратит на эту цифру внимание?! Смысл ведь не в том, чтобы запомнить все даты и цифры в произведении».
Директор департамента Тюменской области Алексей Райдер пояснил: «На самом старте ЕГЭ все тесты форматировались одинаково. Когда Министерство образования РФ только-только приступило к разработке тестов, было задано клише — часть А,В,С. При этом часть А, по которой выполнение тестов было проверять легче всего с технической точки зрения, оказалась очень перегруженной. В части В задания давались с элементами рассуждений и сопоставлений, часть С предусматривала написание микросочинения, на которое, как правило, при очень затратной по времени части А, оставалось не более 40-60 минут. Если ребенок и пытался передать свои мысли, то делал это очень сухо и скоро. Это, действительно, был минус КИМов (контрольно-измерительных материалов) по литературе».
ЕГЭ изменился до неузнаваемости
Сейчас ЕГЭ по литературе – это уже далеко не примитивный тест. В 2007 году, за два года до массового внедрения единого госэкзамена, часть А была убрана. В новом формате работа включает в себя 17 вопросов, разделенных на три группы: В1–В12 – это задания с кратким ответом из одного-двух слов по данным в тесте отрывкам из произведений; С1–С4 – развернутый ответ на вопрос по прочитанным текстам; С5 – сочинение по одной из трех предложенных тем в объеме от 200 слов.
«Познакомившись с КИМами этого года, не скажу, что окончательно удовлетворен, но скажу, что ситуация меняется в корне, – дал свою оценку Райдер. – Именно КИМы по литературе претерпевает очень существенные изменения». По его мнению, задания нынешнего года дают возможность продемонстрировать ученику владение речью, КИМы первых лет ЕГЭ этого не позволяли.
Учитель русского языка и литературы тюменской вечерней школы №2 Марина Зотина придерживается несколько другого мнения: «Дети хуже владеют устной речью, а без этого изложить свои мысли на бумаге становится трудно. Школьники становятся все более безграмотными».
Некоторые шероховатости еще остаются, признает Алексей Райдер, но год от года их все меньше. Эксперты предметной комиссии по литературе с уверенностью заверяют: оценить владение предметом в пределах КИМов, понять степень освоения программы ребенком сегодня возможно.
«Все КИМы разрабатываются федеральным институтом педизмерений. Там трудится большая группа на этапе разработки, затем немаленькая группа альтернативных экспертов проводит оценивание и экспертизу. Удовлетворение уже есть. Поэтому огульно говорить, что по литературе тест не позволяет оценить знания ребенка, уже нельзя. Это точно», – заверил директор департамента.
«Натаскать» на ЕГЭ
С введением новой формы экзамена появилось устойчивое выражение «натаскать на ЕГЭ». Негативной окраски Алексей Райдер в этом термине не видит и объясняет, как он родился: «На старте внедрения ЕГЭ, когда все восприняли его как процедуру проставления галочек, преподаватели поняли, что этот навык не выработан у детей и начали его оттачивать. Сегодня учитель совершенно по-другому смотрит на ЕГЭ. Мало научить ставить галочки. Педагог отдает себе отчет в том, что ребенок должен ознакомиться с определенным перечнем литературы. Нужно сказать, что все задания строятся только на программных произведениях».
По мнению главы департамента, сегодня ребенок нацелен читать материал, поскольку непонятно, какой аспект вопроса части В будет затронут. Заучивания при традиционной сдаче, экзамена по билетам, было больше: «Вызубрить 30 тем в кратком изложении на знание произведений и 30 по теоретической части — вполне возможно, я в этом уверен».
Вряд ли педагоги ставили отличные оценки за зубрежку, если видели, что ученик не понимает сути произведения; умение рассуждать и отстаивать свою точку зрения оценивались куда выше. Однако Алексей Райдер уверен: «На экзамене в традиционной форме никто с тобой в диспуты вступать не будет, а умение подать материал можно продемонстрировать и письменно. Чтобы научить этому нужно возвращать на уроки диспуты, споры, размышления. Учителя должны понимать, что если они эту тактику не выработают у ребенка, он не справится с частью С, не продемонстрирует умение владеть речью. Мы проводим методические семинары, доносим до каждого учителя, какие изменения должна притереть его работа. Ребята, пишущие ЕГЭ сегодня, учатся в технологии «натаскивания» всю свою сознательную жизнь в школе. Те, кто участвовал в ЕГЭ восемь лет назад, к сожалению, были застигнуты врасплох».
Урожай на 100 баллов
Литература нужна для поступления на не самые популярные специальности: филолог, лингвист и преподаватель русского и литературы, а потому она уступает многим предметам по числу сдающих. Менее востребованы только география, немецкий, французский и испанский языки.
В 2009 году в области литературу сдавали 266 выпускников, в этом году желание изъявили 360 школьников. Рост небольшой, такого скачка как с физикой (с 200 человек до 2 тыс.) с литературой не произошло. Все потому, что физика стала вступительным испытанием на многих факультетах, а набор специальностей, где профильный экзамен — литература, остался прежним.
Если ЕГЭ по литературе не ставит рекордов по количеству участников, то является абсолютным чемпионом по числу стобалльников. В прошлом году в России из 46 тыс. 613 сдававших ЕГЭ 100 баллов получили 378 человек, правда, Тюменская область тогда похвастаться высшими достижениями не смогла — ни один житель нашего региона не набрал 100 баллов.
Что касается среднего балла, то он у тюменцев на общероссийском уровне — выше 50. «Из года в год снижается количество тех, кто не преодолел минимума, рассказал Алексей Райдер. – В прошлом году ЕГЭ не сдал один тюменец. Надеюсь, в этом году таких будет ноль».
Источник

Место для вашей рекламы

Тюменский городской портал.
Новости в Тюмени.
События, бизнес, светская жизнь в Тюмени.
Афиша, кино, театр в Тюмени.
Бесплатные объявления Тюмень.
Вакансии, работа в Тюмени.
Ищу работу, резюме Тюмень.
Тюменские форумы – Тюмень.
Юмор, анекдоты, афоризмы.
Отдых, клубы в Тюмени.
Кафе и рестораны в Тюмени.
Боулинг и бильярд в Тюмени.
Недвижимость, дома, квартиры Тюмень.
Авто объявления Тюмень.
Компании, фирмы, отзывы Тюмень.
Реклама в Тюмени.