Бедная богатая история "речной" Тюмени
- Категория: Общество
- Дата публикации: 26.06.2012 23:59
Узнать поподробнее о Царской пристани и музее корреспондент «Вслух.ру» решил у основателя музея, директора компании «Подводречстрой» Виктора Савченко.
О том, кому раньше принадлежало здание, в котором расположился сегодня офис компании Виктор Савченко узнал только через пять лет после приобретения помещения. «Был нужен офис и мы купили старое здание, только потом обнаружив историческую связь этого места с развитием судоходства и судостроения в Тюмени», – говорит Савченко. С тех пор он начал собирать информацию об Игнатове, товариществе и истории прибытия в Тюмень царской семьи. По словам Савченко, в здании располагалось правление Западно-сибирского пароходства Игнатова-Курбатова. Сложно сказать, в каком году оно было построено, но на фотографии 1870 года здание правления уже стоит. В 1885 году перед ним появилась железная дорога, Игнатов прикладывал большие усилия для того, чтобы заполучить свою тупиковую ветку, которая шла бы к складам, поэтому станция Тура появилась неподалеку во многом благодаря стараниям купца.
«В 1893 году Иван Игнатов построил первую в Тюмени электростанцию, она освещала пристань, здание конторы, дом купца и Ильинский монастырь. Сам дом купца забросили и разрушили, электростанцию пытались восстановить и открыть как музей, но ее постигла та же участь, хотя стены еще стоят», – говорит директор «Подводречстроя». К сожалению, время не щадит старинные здания. К тому же доступ к таким объектам, как правило, свободный, и вандалы обдирают с домов оконную резьбу. Своими силами Савченко отремонтировал фасад здания конторы Игнатова и сейчас занимается восстановлением причала.
Сегодня это место называется Царской пристанью, поскольку упоминается в дневнике императора Николая II: 4 августа 1917 года царская семья прибыла в Тюмень на поезде, пересела на пристани на пароход «Русь», на котором «около 6 часов» отправилась в Тобольск в дальнейшую ссылку. Во дворе здания конторы Игнатова установлены два памятных креста императорской семье.
«При жизни купец Игнатов был лично знаком с Николаем II. Когда в 1891 году будущий император, еще будучи цесаревичем, путешествовал по всей проектируемой Транссибирской магистрали, Игнатов возглавлял делегацию тюменских купцов, которая встречала царскую свиту на границе Томской и Тобольской губерний. Позже Николай II одобрил устав товарищества Игнатова, пароходство, которое было основано в 1898 году, просуществовало до революции», – рассказывает Савченко, добавив, что в годы революции товарищество было национализировано, и с этих пор место стало терять свою историческую значимость для населения.
Музей, организованный Виктором Савченко, не приносит ему особых доходов и не внесен в список музеев города, но туда постоянно приходят посетители. «В основном, конечно, школьники», – говорит Савченко. Во дворе дома лежат огромные якоря, поднятые со дна Туры во время его очистки, а также фрагмент сваи старого деревянного моста. Многие из экспонатов музея попали туда благодаря жителям города. «Позвонила мне одна бабушка, мол, у нее есть швейная машинка Singer, доставшаяся ей от бабушки, купившей машинку в кредит в 1912 году, – говорит основатель музея, – интересна она тем, что сохранилась в полном комплекте: помимо всех деталей к ней прилагается инструкция и договор рассроченной платы».
Кроме старинных предметов быта, мебели и музыкальных инструментов Виктор Савченко собрал большую коллекцию фотографий, на которых так или иначе отражена история этого тюменского уголка. Исследователь «речной» истории Тюмени признается, что многие проекты сложно осуществить, поскольку его музей не имеет юридического статуса, однако вся эта местность заслуживает того, чтобы о нем помнили, тем более, что в 2013 году будет 400-летний юбилей Дома Романовых, с судьбой которых связана тюменская пристань.
Об историческом значении наследия купца Игнатова знают далеко не все жители города, к тому же оно по-прежнему хранит многие секреты. Территория дома и складов купца обозначается на всех картах того времени как «крепостное место», о кладах в этом поместье ничего не известно, однако подземные ходы весьма вероятны. Один из них обнаружен во дворе здания конторы работниками «Подводречстроя», вероятно, ход ведет за территорию «крепости». «В этом месте провалилась земля, мы разгребли ее и обнаружили ход, который затоплен водой, – вспоминает Виктор Савченко, – Высотой он в человеческий рост, так что там наверняка можно пройти». Сейчас спуск в подземный ход «законсервировали», укрепив бетоном, возможно в скором времени подводникам удастся выяснить, куда и зачем он был проложен.
Напомним, судьбу исторического места Тюмени, известного как Царская пристань, будут обсуждать 27 июня в литературно-краеведческом центре. Доктор исторических наук Александр Ярков, архитектор, преподаватель ТюмГАСУ Александр Клименко и исследователь локальной истории Виктор Савченко расскажут горожанам об истории целого района в нашем городе, с которым связано развитие судоходства в Сибири, и о том, как оно связано с царской семьей.
Источник