Операция «Успеть до приемки», или Один день из жизни директора школы
- Категория: Общество
- Дата публикации: 05.09.2012 16:30

Мы встретились с Татьяной Викторовной накануне приемки школы к новому учебному году. Забот, сами понимаете, у молодого руководителя было невпроворот. В перерывах между забегами по школьным этажам она поделилась с корреспондентом «Вслух о главном» своими ощущениями от подготовки к 1 сентября и радостными заботами накануне главного школьного праздника.
По словам Татьяны Мироненко, желание стать педагогом всегда присутствовало в палитре ее стремлений. Из Казахстана молодая учительница переехала в Тюмень к родственникам: «Тюмень – город большой, и перспектив здесь значительно больше». Так думала юная Татьяна. И не прогадала.
На пост директора ее, завуча и учителя истории и обществознания, пригласили девять месяцев назад из школы 88. Как рассказала Татьяна Викторовна, теоретически стать директором может любой школьный завуч. Все они включены в кадровый резерв городской администрации.
Быть педагогом, учить детей – это одно, но стать во главе целой школы и руководить людьми, отвечать за все происходящее на территории учебного заведения – совсем другое. Директор не прекращает быть педагогом, но большую часть работы составляют организационные, управленческие вопросы. Я хитро поинтересовалась у директора: «Так кем вы теперь себя ощущаете больше – педагогом или менеджером?» «Сейчас я ощущаю себя строителем», – последовал неожиданный ответ.
Оказалось, что кроме первого «директорского» Дня знаний молодому руководителю пришлось пережить и первый капитальный ремонт школы. Как раз последствия этого ремонта нужно было устранить за считанные часы до приемки.
– Успеете?
– Не сомневайтесь, на следующий день мы будем готовы на все сто процентов! На всякий случай, у нас еще ночь впереди, – пошутила Татьяна Мироненко.
В шутке оказалась только доля шутки. Все педагоги с тряпками ведрами сновали по школе, пытаясь привести в порядок здание, которое не торопились освободить строители. Вот как раз директору приходилось разруливать и сглаживать моменты соприкосновения интересов той и другой стороны.
– Татьяна Викторовна, нам мыть окна в кабинете? Нет, полы пока не постелили. Хорошо, немного подождем.
– Татьяна Викторовна, куда девать мебель из холла на третьем этаже?
– Татьяна Викторовна, где взять длинную швабру для мытья окон?
– Каким цветом будем красить лестницу?
Оказалось, нелегко угнаться за энергичной руководительницей школы, стремящейся всюду успеть. На мой взгляд, это было похоже на попытку объять необъятное. Однако у нее все получалось! Никто из «обитателей школы» не был обойден вниманием: походя был решен вопрос с оформлением малого спортзала («переставить, выбросить, убрать»), уборкой строительного хлама из двух секций школьных раздевалок («здесь у нас «живут» электрики») и распределены силы педагогического состава на уборку кабинетов («возьмите себе двух человек, остальные нужны в холле»).
Оставались силы на душевные, доверительные беседы со школьниками и заслуженными коллегами, приходящими по личным вопросам.
– Татьяна Викторовна, это тот самый Данил Бурлов, о котором я вам говорила, – догнала нас улыбчивая учительница русского языка Любовь Ивановна. Оказалось, тринадцатилетний мальчишка переехал из района Садовой на Чаплина, но ходить собирается в прежнюю школу. И сегодня он пришел, чтоб помочь учителям привести школу в порядок.
– Ты уверен, что тебе будет удобно добираться? Уроки пропускать не будешь? – беспокоится директор.
За мальчика отвечает Любовь Ивановна: «Мы живем в соседних домах, возьму над ним шефство, вместе ездить на уроки будем».
Пока в одном углу холла шла сварка, в другом добросердечные педагоги подкармливали приблудного пестрого котенка. Тот кинулся пить воду, никак не мог напиться – и все, включая директора, были зрелищем очень растроганы.
Через некоторое время школу облетела тревожная весть: в районе обещали отключить воду. На месте Татьяны Викторовны я бы впала в панику: что делать, окна не мыты, стены не протерты, когда воду включат – неизвестно, а приемка завтра! Но изобретательный директор с ходу придумывает решение:
– У нас есть новые баки в столовой. Давайте наберем в них воды, ее нам должно хватить.
И тут же отправляется в столовую, чтобы не просто проследить за выполнением распоряжения, но собственноручно набрать воду и по ходу дела рассказать о том, какая в школе будет чудесная обновленная столовая. Ощущение, что бесконечные хлопоты не только не расстраивают молодую женщину, но придают ей больше энтузиазма.
– Откуда берете силы, Татьяна Викторовна?
– Не знаю, наверное, хорошо кушаю, – шутит Мироненко. И снова бежит. А я за ней.
Неизвестно, был ли готов молодой директор ко всем сложностям капремонта. Однако очевидно, что благодаря этому Татьяна Мироненко научилась разбираться в стройматериалах и нумерации цветов краски. Не очень важное качество для педагога, но неимоверно важное – для управленца.
Пока мы вместе патрулировали школу, подняться на четвертый этаж и спуститься оттуда пришлось раз десять. Основной фронт работ педколлектива по уборке сосредоточился именно на четвертом – там доделывали кабинеты, перестилали полы.
– Неужели успеете? – не уставала допытываться я, – и здесь учебный процесс пойдет?
– Обязательно пойдет!
К обеду я уже чрезвычайно утомилась, но Татьяна Викторовна темпов не сбавила, успевать за ней было все труднее. Пару раз я потеряла ее из виду, не особенно ориентируясь в школьных коридорах. Но снова обнаружить директора не составило труда – она появлялась то здесь, то там.
– Вы хотя бы пообедать успеваете? – спрашиваю в надежде на небольшую передышку в уборочной гонке.
– Конечно, мы тут и перекусываем.
Но, как я поняла, до этого еще было далеко. Ведь нужно уделить внимание всем шестидесяти педагогам, приводящим в порядок школу в преддверии Дня знаний, первого для 140 ребятишек. А ради этого можно и горы свернуть.
Источник